» »

Adventik — полносервисное digital–агентство. Информационная эра Век информатизации

16.03.2022

В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используют такие понятия как «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационные системы» и т.д.

Но всегда ли общество было «информационным»? Существует мнение, что мир пережил несколько информационных революций.

Первая информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого языка, который, точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать приобретенную информацию.

Вторая информационная революция заключалась в изобретении письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченное, и, следовательно, мало доступно. Так было до изобретения книгопечатания.

Что в свою очередь обосновало третью информационную революцию. Здесь наиболее очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции был печатный станок, который удешевил книгу и сделал информацию более доступной.

Четвертая революция, плавно переходящая в пятую, связана с созданием современных информационных технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). Но самым поразительным было создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций.

Рождение новых технологий всегда носило революционный характер, но, с другой стороны, технологические революции не уничтожали классических традиций. Каждая предшествующая технология создавала определенную материальную и культурную базу, необходимую для появления последующей. Каждая смена поколений средств информационной техники и технологии требует переобучения и радикальной перестройки инженерного мышления специалистов, смены чрезвычайно дорогостоящего технологического оборудования и создания все более массовой вычислительной техники. Это установление постоянных эволюционных темпов носит весьма общий характер, тем более что передовая область техники и технологии определяет характерный ритм времени технического развития в целом.

Подлинная информационная революция связана, прежде всего, с созданием электронно-вычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии. Развитие ЭВМ и информационных технологий стало символом научно-технического прогресса и значительно расширило горизонты интеллектуальных возможностей человека. За короткое время своего существования электронно-вычислительная техника сильно преобразилась: стала высокоэффективной, компактной, простой в обращении, относительно дешевой. Это позволило практически полностью изменить весь уклад жизни в постиндустриальной цивилизации Запада. В России этот процесс идет с определенным отставанием в силу исторических и социально-политических причин, но, тем не менее, набирает силу.

Таким образом, под информационной революцией целесообразно считать только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, т.к. по информационной насыщенности, по темпам распространения и глобальному охвату аналогов этому процессу в истории человечества нет.

В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства, расстояния и знания. В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных технологий, разнообразие и возможность применения которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.

Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.

В масштабах всей цивилизации развертывается процесс информатизации, который активно влияет на основы человеческого бытия, т.е. это не просто технический или технологический, но социальный или даже социо-культурный процесс. Электронное моделирование становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютеров - ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает так же, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок, учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д. Каждый успешный шаг на этом пути помогает людям понять механизм процессов, лежащих в основе нашей психики и интеллекта. Этот путь и может привести от микротехнологий к нанотехнологии и наносистемам, что пока относится к области научной фантастики.

Информационная технология обладает интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Она является важнейшим средством реализации, так называемого формального синтеза знаний. В информационных системах на компьютерной базе происходит своеобразный формальный синтез разнородных знаний. Память компьютера в таких системах представляет собой как бы энциклопедию, вобравшую в себя знания из различных областей. Эти знания здесь хранятся и обмениваются в силу их формализованности.

Наметившееся расширение возможностей программирования качественно отличных знаний позволяет ожидать в ближайшей перспективе существенную рационализацию и автоматизацию научной деятельности. Вместе с тем внедрение науки в качестве фундаментальной основы в современные технологии требуют такого объема и качества расчетно-вычислительной деятельности, которая не может быть осуществлена никакими традиционными средствами, кроме средств, предлагаемых современными компьютерам. Особая роль отводится всему комплексу информационной технологии и техники в структурной перестройке экономики в сторону наукоемкости. Объясняется это двумя причинами.

Во-первых, все входящие в этот комплекс отрасли сами по себе наукоемки (фактор научно-теоретического знания приобретает все более решающее значение). Во-вторых, информационная технология является своего рода преобразователем всех других отраслей хозяйства, как производственных, так и непроизводственных, основным средством их автоматизации, качественного изменения продукции и, как следствие, перевода частично или полностью в категорию наукоемких. Связан с этим и трудосберегающий характер информационной технологии, реализующийся, в частности, в управлении многих видов работ и технологических операций. Информационная технология сама создает средства для своей эволюции. Формирование саморазвивающейся системы - важнейший итог, достигнутый в сфере информационной технологии.

Технология - это средство создания искусственного мира. Следовательно, она оказывает определенное экологическое давление на естественную среду. Опасным это давление становится тогда, когда его интенсивность превышает регенеративный потенциал природы. Главная опасность технологического давления на естественную среду - сужение многообразия форм жизни, что в эволюционной перспективе снижает выживаемость биосферы в целом. Корни этой проблемы носят информационно-генетический характер, и ее решение должно быть достигнуто на основе слияния информационной и генетической ветвей технологии. Один из путей решения данной проблемы это формирование информационной инфраструктуры техносферы, которая позволит повысить эффективность технологических производств и их развития почти до теоретических пределов и снизить степень эволюционного риска технологии. Можно сказать, что в целом информатизация общества повышает степень биосферосовместимости.

Таким образом, важнейшее значение информационной технологии состоит в том, что она открывает пути научно-технического прогресса без дальнейшей массово-энергетической экспансии, что должно способствовать поддержанию экологического равновесия биосферы. Для определения перспективы человечества необходимо разработать общую концептуальную платформу анализа мирового развития. Основу данной концепции может составить учение В.И. Вернадского о ноосфере. Разработка теории ноосферы требует изучения современных процессов, происходящих в природе и обществе в их единстве. Ноосфера представляется здесь в качестве естественного этапа развития биосферы, важнейшим элементом которой является человек с его интеллектом, вооруженный новейшими технологиями, среди которых фундаментальное значение приобретает информационная технология.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы. "Высокоскоростная глобальная экономика" напоминает всемирные гонки, в которых в качестве приза выступает конкурентное преимущество, а финишная лента постоянно отодвигается. Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту, - причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является беспрецедентное сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с информационными технологиями, в экономически наиболее развитых странах

Кроме того, информационные технологии пока никак не повлияли на решение проблемы равенства граждан, регионов и стран. Даже выйдя на социальную арену, они не проникли дальше индивидуального уровня, т.е. пока речь идет скорее о распространении персональных компьютеров, нежели об организации доступа к информационным ресурсам и услугам для сообществ. До сего дня информационные технологии служили лишь укреплению благосостояния и власти, а основные социальные изменения, которые они принесли с собой, произошли пока только на рабочих местах и во взаимоотношениях между компаниями.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей и пр. Эффективные методы противодействия этим и другим опасностям информационного века, как и в случае защиты национальных производителей, лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного пространства, а в сфере развития собственного полноценного участия в формировании этого пространства.

Все большее распространение "экранной" культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка.

В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной; проблема электронного распространения персональных данных, проблема информационного элитаризма, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и в состоянии реализовать это преимущество; проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Главная отличительная особенность современного кризиса цивилизации заключается в том, что его глубинные корни находятся не в экономической, социальной или же политической сферах, а в гуманитарной сфере. Суть проблемы состоит в том, что сознание современного общества не адекватно отражает существующую реальность и, самое главное, не соответствует необходимой ориентации вектора дальнейшего развития цивилизации в направлении сохранения биосферы и перехода на модель устойчивого развития.

Поэтому именно эта проблема и является, сегодня наиболее актуальной и именно она должна получить наивысший приоритет в системе образования и воспитания людей нового поколения, а также в государственной научно-технической политике, в сфере культуры и, в особенности, в средствах массовой информации.

Глобальная информатизация общества, стремительное развитие региональных и глобальных систем телевидения, радиовещания и компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей, а также новых высокоэффективных средств информатики и информационных технологий создают для решения этой стратегически важной проблемы совершенно новые возможности.

Уже сегодня эти возможности таковы, что можно вполне обоснованно говорить о начале принципиально новой эры в развитии человеческого общества - эры управляемой ментальной эволюции. Так, например, уже существующие сегодня новые информационные технологии позволяют целенаправленно формировать индивидуальное и коллективное сознание многих миллионов людей. К сожалению, они сегодня активно используются лишь в целях рекламы различных товаров и услуг, в политической борьбе отдельных лидеров и группировок, а также в сфере информационного противоборства и информационной войны между различными странами и транснациональными компаниями.

Информационная эра

«Киберпространство состоит из взаимодействий и отношений, мыслит и выстраивает себя подобно стоячей волне в сплетении наших коммуникаций. Наш мир одновременно везде и нигде, но не там, где живут наши тела.» (Декларация независимости киберпространства Джона Барлоу - на рис. примерная схема интернет-трафика)

Социолог Мануэль Кастельс объясняет этот термин следующим образом:

«Информационная эпоха [...] означает исторический период человеческого общества. Она основана на микроэлектронных информационных и коммуникационных технологиях и генной инженерии - основе технологической парадигмы, которой характеризуется этот период, она заменяет или накладывается на технологическую парадигму индустриальной эпохи, что базируется в основном на производстве и распределении энергии»

Связь с другими теориями и концепциями

Концепция информационной эры тесно связана с теоретических разработками социологов Д. Белла , Э. Тоффлера , П. Друкера , М. Кастельса и М. Маклюэн . Каждый из них внес свой ​​вклад в разработку концепции постиндустриального (или информационного) общества , которое является следующим шагом развития человеческого общества.

Предпосылки зарождения

Своими предпосылками ИЭ имеет последствия информационной революции в области информационных технологий (создание первых ЭВМ - Z3, компьютер Атанасова - Берри , МЭСМ , ENIAC , изобретение транзисторов , минитюаризация, глобальные сети). Эти достижения сделали возможным создание сложных технических систем, которые позволили обрабатывать огромные по сравнению с предыдущими годами объемы информации.

Параллельно развивалась научная основа для эффективной работы и управления этих систем. Недостаточность механистического объяснения процессов в мире привела к появлению нового подхода в метолологии исследований - системного подхода. В середине ΧΧ ст. Н. Винером была создана новая наука о взаимосвязях и управленияи систем - кибернетика , а теория информации , разработанная К. Шенноном , позволила подойти к информации как определенной величине, что можно измерять и передавать на большие расстояния без потери качества.

Все это заложило основу для информационной революции, основным последствием которой стало все возрастающее большое значение качественной, нужной информации.

Основные черты

Экономика

Вместе с развитием информационного общества прогнозируется переход к экономике услуг, которая имеет основой не производство товаров, а оказание услуг.

Культура

В культуре наблюдается тенденция к массовости, возникает и развивается массовая культура . Возникает ряд субкультур со своими уникальными характеристиками: языком (арго), предпочтениями, ценностями. Возникает киберспорт , по которому регулярно проводятся мировые соревнования. Растет популярность социальных сетей и интернет-СМИ - огромные расстояния превращаются в ничто, мир становится «глобальным городом». Поиск своей личности становится проблемой, а насилие - одним из главных средств самовыражения (М. Маклюэн, «Пробуждение Маклюэна»).

В одном из выступлений, Маршалл Маклюэн отмечает рождение нового, электронного (то есть информационного) человека: «Мы говорим о грамотном человеке: грамотный человек впитывает все как губка, чего не хочет делать новый электронный человек. Так, грамотность катится с горы ». Остро стоит вопрос формирования у людей новой информационной культуры.

Политика

Широкое применение для социального взаимодействия новейших средств информационной обработки (персональных компьютеров, мобильных телефонов и т. д.) сделало возможным быструю обработку больших объемов информации, которая может поступать более оперативно от источника до потребителя. Связанное с этим возрастание роли СМИ в организации общества делает возможным новые формы правления обществом - нетократию и медиакратию .

Возрастание роли информации как ресурса привело к официальному признанию ведущими государствами мира нового вида войн - информационных войн (англ. Information warfare ), цель которых не уничтожить физически противника, но, используя информацию (информационные операции, психологические операции) получить и закрепить конкурентное преимущество над ним, то есть сделать противника зависимым в плане собственной информационной самодостаточности, навязать ему использование таких информационных ресурсов, которые бы в первую очередь служили собственным интересам (государства или корпорации).

Проблемы и тенденции

Указанные изменения не только принесли новые вызовы человечеству, связанные с прямо пропорциональной зависимостью интенсивности информатизации и урбанизации с ростом числа заболеваний, связанных с гиподинамией и постоянными стрессами городского жителя (тотальное «ожирение» жителей развитых стран), но и сделали как никогда возможным воплощение положений древних мыслителей человечества - прежде всего, внедрение положительных моментов таких концепций, как ноосфера и коэволюция .

Одной из проблем является выбор нужной информации. Волны спама и флуда (причем не только в Интернете , но и в СМИ) иногда делают получение действительно нужной, полезной информации задачей трудновыполнимой. А широкое использование средств вычислительной техники ставит ряд новых вызовов информационной безопасности отдельных организаций, лиц и целых государств (см. конкурентная разведка , промышленный шпионаж , кибервойна).

Использование сетевых технологий (на основе информационных) сделало возможным не только тотальное объединение ресурсов всего человечества, но и беспрецедентные в истории человечества террористические акции (9 / 11 , Трагедия Норд-Оста , Взрывы в Лондонском метрополитене). Терроризм стал серьёзной проблемой.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационная эра" в других словарях:

    Представляет собой ЧЛЕН информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.… … Википедия

    Намедни Леонид Парфёнов в телепередаче «Намедни» Жанр Информационная программа неполитических новостей (1990 1994), Исторический сериал (1994 2001), информационо аналитическая программа (2001 2004) Автор Леонид Парфёнов Режиссёр Джаник Файзиев … Википедия

    - «Намедни. Наша эра» книга альбом Леонида Парфёнова, созданная по мотивам документального цикла «Намедни. Наша эра». Книга состоит из пяти томов первые четыре описывают исторические явления по десятилетиям, пятый за пятилетний период.… … Википедия

    система смежная (по отношению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС») - 3.1.13 система смежная (по отношению к системе «ЭРА ГЛОНАСС»): Автоматизированная информационная система дежурно диспетчерской службы, уполномоченной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    История технологий По периодам и регионам: Неолитическая революция Древние технологии Египта Наука и технологии древней Индии Наука и технологии древнего Китая Технологии Древней Греции Технологии Древнего Рима Технологии исламского мира… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Промышленная революция (значения). История технологий По периодам и регионам: Неолитическая революция Древние технологии Египта Наука и технологии древней Индии Наука и технологии древнего Китая… … Википедия

    История технологий По периодам и регионам: Неолитическая революция Древние технологии Египта Наука и технологии древней Индии Наука и технологии древнего Китая Технологии Древней Греции Технологии Древнего Рима Технологии исламского мира… … Википедия

    Содержание 1 Эпоха палеолита 2 10 е тысячелетие до н. э. 3 9 е тысячелетие до н. э … Википедия

М.А.Трубина

(Санкт-Петербург, Россия)

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ВЗГЛЯД В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

«Знания-сила!» Ф. Бэкон

XXI век называют «веком глобального информационного общества», «обществом знаний», это уникальный период, когда наша цивилизация выходит на новый виток развития общества, основой которого являются, прежде всего, грамотно организованные сложные процессы информатизации и трансформации, затрагивающие все сферы социума и личности. Успешное протекание этих сложнейших процессов требует качественного образования и обширных знаний людей, а также воспитания информационной и коммуникативной культуры личности.

Однако, как глобальное социальное явление,

информатизация, кроме своей позитивной роли, может быть угрозой для информационной безопасности общества,

государства и личности. «Информационное цунами»

особенно в сети Интернет, диктует необходимость поиска новых методов и технологий образования. Переизбыток информации вызывает информационный стресс, что сказывается на ухудшении психоэмоционального состояния человека. Сейчас в странах мира отмечается рост числа психических заболеваний, связанных с развитием теле - и Интернет - зависимостей (маний), особенно среди молодежи. Информационные войны и атаки на каналах масс-медиа являются угрозой безопасности личности в обществе.

По определению проф. К.К. Колина «Общество должно быть подготовлено к вызовам ХХ1 - го века, в том числе

информационному и динамическому»1. Первый связан с

необходимостью перехода к новой среде обитания и требует усиления информационной ориентации системы образования, развития информационной культуры общества, решением проблем информационного неравенства. Динамический вызов связан с отставанием общественного сознания от динамики развития глобальных проблем и требует усиления фундаментализации образования, изменения содержания и методологии учебного процесса, а также развития инженернотехнического и системного мышления.

Актуальность

Важнейшим показателем изменения образа жизни является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационных компьютерных технологий (ИТ) во всех областях социальной жизни и деятельности, рост уровня производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг2.

Очевидно, что одним из факторов, способным в определенной степени ослабить это мощное воздействие на образ жизни и психику современного человека, является уровень информационной подготовленности к изменениям, развитие информационной культуры общества. Это определяет необходимость решения сложной задачи - создание социальнопсихологической модели поведения члена информационного общества, создание методов, которые обеспечат адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями, которые сейчас резко усугубляются.

Нарастающий процесс информатизации общества требует инновационных подходов и методов для создания теории и методологии самого этого информационного процесса на основе

1 Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. [Электронный ресурс] режим доступа http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 15.03.2011)

системного научного анализа, и разработки нового понятийного аппарата и методов управления. Решением этих вопросов занимается быстро развивающееся новое научное направление, которое получило название социальная информатика - наука. изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.

Один из основоположников социальной информатики в России академик А.Д. Урсул рассматривает социальную информатику (СИ) как научную базу формирования информационного общества. В 1996 г. новое научное направление «СИ» было рекомендовано Международным конгрессом ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996 г.) в качестве одного из разделов общеобразовательной дисциплины «Фундаментальные основы информатики» для перспективной системы опережающего образования1. Это направление, являясь междисциплинарным, ныне успешно развивается, опираясь на достижения таких наук, как социология, информатика, психология, философия и др., что представляет сложную задачу интеграции областей знаний для решения комплекса проблем (социальных, экономических, политических, методологических и др.), связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Большой вклад в развитие теории «СИ» внесли известные российские ученые: Колин К.К., Ракитов А.И., Соколова И.В.2, Юсупов Р.М., Заболоцкий В.П. и др. Однако, проблемы «информационного голода», отсутствие единых методологических подходов и стандартов для этой дисциплины, создают трудности для широкого внедрения «СИ» в учебный процесс.

Широкомасштабная информатизация российского общества требует инновационных подходов и методов подготовки специалистов ВУЗов в различных сферах жизнедеятельности общества. Например, задачи информатизации Гидрометслужбы (Стратегия 2030) требуют

1 Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.unesco.ru/ (дата обращения 02.03.2011)

2 Соколова И.В. Социальная информатика: Учебное пособие- изд. 2-е, перераб. И дополн. - М: Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ, 2008. - 274 с.

подготовки не только профессиональных гидрометеорологов, но и грамотных специалистов со знанием информационных технологий для предоставления достоверной

гидрометеорологической информации, в т. ч. прогнозов погоды в различные организации и для СМИ. Одной из приоритетных задач РГГМУ, единственного гидрометеорологического университета России, является подготовка РЯ-специалистов для профессионального освещения проблем изменения климата, экстремальных явлений погоды, специализированных прогнозов погоды и экологических проблем.

Программа подготовки РЯ-специалистов включает достаточное количество предметов, позволяющих сформировать у студентов необходимые профессиональные навыки и знания на основе методов медиаобразования. Одним из таких предметов является курс «социальная информатика». Цель курса заключается в формировании у студентов системного представления об информационном характере развития современного общества и возникающих при этом информационных, психологических и социальных проблемах и практических методах их решения; в освещении комплекса проблем, связанных с влиянием информационных процессов на изменение социальных структур общества.

Данный курс ориентирован на подготовку специалистов групп «Связи с общественностью в сфере окружающей среды» и построен таким образом, чтобы сформировать базовые естественнонаучные понятия, необходимые для осознания проблем, связанных с процессом информатизации.

Специфика курса заключается в формировании у студентов системного представления об информационном характере развития современного общества и возникающих при этом информационных, психологических и социальных проблемах и практических методах их решения; в освещении комплекса проблем, связанных с влиянием информационных процессов на изменение социальных структур общества. Особенность подготовки студентов заключается в оптимальном сочетании знаний, как в области гидрометеорологии, так и связей с общественностью.

Методы обучения

В условиях формирования информационного пространства для современного человека актуально научиться адекватно понимать смысл и значения аудио - и визуальной информации, т.е. стать медиа-компетентным. В курсе «СИ» успешно сочетаются как методы медиаобразования, так и мультимедийные технологии (ММТ). Это технологии четвертого поколения, основанные на интерактивном аудио/видео, обеспечивающие инфраструктуру для образовательной среды обучения студентов. Реализация лекционного и практического материала проводится с помощью средств медиаобразования.

Структура курса представлена базовой программой, достаточно полно охватывающей предметную область социальной информатики и использующей последние достижения науки и новейшие технологии. Основой создания данного курса является экспериментальная программа «Социальная информатика.

Базовая модульная программа учебного курса», предложенная проф. К.К. Колиным, сотрудником Института проблем информатики РАН. Одна из ключевых идей автора состоит в том, что при научном рассмотрении проблемы «информатика-общество» приоритет следует отдавать интересам развития общества, и, тем самым, избегать технократического подхода в изучении и развитии информационных систем и технологий.

Данный курс «СИ» включен в учебный план обучения специальности «связи с общественностью» (4 курс обучения). Требования к уровню освоения содержания курса: студентам необходимо иметь базовые знания по истории, философии, политологии, социальной экологии, информатике, психологии, концепции современного естествознания, теории коммуникации и массовой информации, по английскому языку и другим дисциплинам.

В целом курс «СИ» построен таким образом, чтобы сформировать у студентов базовые естественнонаучные понятия, необходимые для осознания и решения проблем, связанных с процессом информатизации и развития глобального информационного общества.

Авторская программа содержит 7 проблемных модулей, обширную библиографию, включая информационные источники сети Интернет и на СБ-дисках, темы рефератов, эссе и курсовых работ, контрольные вопросы и задания для контроля знаний студентов1. Для повышения эффективности занятий со студентами применяются следующие формы коммуникативной деятельности обучения основе внедрения принципов активного обучения:

■ дистанционные методы обучения (вебкасты, подкасты, скринкасты, вебролики, вебинары, цифровое ТВ, социальные сети и т. п.);

■ семинарские и практические занятия;

■ видеотренинг - обучающие программы (тренажеры);

■ экскурсии, просмотр видеофильмов, посещение выставок, экспозиций,

■ проведение «круглых столов», «мастер-классов», пресс-конференций, дискуссий и др.

Занятия со студентами проводятся в специально оборудованных аудиториях, включающих: средства

вычислительной техники (компьютерная техника, выход в сеть Интернет), видео- и мультимедиа системы, цифровую камеру. При проведении практических занятий применяются такие методы активного обучения (АМО) как «Работа в

сотрудничестве» и «Дискуссии в малых группах», которые позволяют обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения определенной проблемы.

В процессе обсуждения проблемы при проведении тематических обсуждений студенты организуют «мозговой штурм» - один из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями и благоприятные условия формирования коммуникативных качеств личности, а также информационной

1 Трубина М. А. Программа дисциплины «Социальная информатика» для высших учебных заведений. Специальность: 350400 - Связи с общественностью в сфере окружающей среды. - СПб.: Изд. РГГМУ, 2006. - 17 с.

культуры. Этот вид учебной работы формирует корпоративную культуру группы, основанную на организационных и деятельностных технологиях АМО.

Разработка курса основана на применении современных педагогических, информационно-коммуникационных и

компьютерных технологий, включая мультимедийные системы и возможности сети ИНТЕРНЕТ, что способствует формированию информационной культуры и улучшению качества образования студентов университета на основе компетентностного подхода. Модульная структура курса использует реализацию идей и принципов опережающего образования

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, обучению проектной деятельности работая в творческой мастерской. Отчетные работы студенты готовят в виде медиапроектов (групповые, индивидуальные и коллективные формы), овладевая приемами системного анализа и критического мышления. Защита проектов сопровождается эмоциональным обсуждением, многие разработки отличаются оригинальностью и глубиной разработки темы и подачи материала.

Для практических работ используются информационные ресурсы: библиотечные, базы знаний и базы данных,

специализированные источники информации на СБ-дисках, мультимедиа и т. д.

Для контроля качества образования студентов в начале и в конце курса проводится обязательное тестирование студентов как метод контроля усвоения знаний, проводится опрос в начале и в конце курса, что позволяет проанализировать как знания студентов, узнать их мнения, так и проверить эффективность работы преподавателя.

Ожидаемые результаты

1. Получение знаний, навыков и умений, освоение ИКТ и ИТ, формирование информационной культуры позволит улучшить качество образования студентов и повышение их компетенции.

2. Переход от получения информации к формированию знаний, повышение уровня медиакомпетентности и эрудиции, а

также развитие творческой и социальной активности и воспитание информационной культуры личности.

3. Умение формулировать проблему, работать с

информационными ресурсами, структурировать информацию, осознавать полученные результаты и находить способы решения информационных проблем - все это направлено на

формирование научного мировоззрения студентов данной специальности и повышения их интеллектуального потенциала.

Список литературы

1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов -М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. [Электронный ресурс] http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

3. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] http://www.unesco.ru/

4. Соколова И.В. Социальная информатика: Учебное пособие- изд. 2-е, перераб. И дополн. - М: Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ, 2008. - 274 с.

5. Трубина М.А. Программа дисциплины «Социальная информатика» для высших учебных заведений. Специальность: 350400 - Связи с общественностью в сфере окружающей среды. - СПб.: Изд. РГГМУ, 2006. - 17 с.

учитель информатики и ИКТ

МБОУ Первомайская средняя общеобразовательная

Эссе «Век информационных технологий»

Учитель остается учителем до тех пор, пока учится сам и тому совершенству, которое необходимо другим

На сегодняшний день в России и во всем мире в целом, происходит процесс информатизации общества, т. е. человечество переходит на абсолютно новый качественный уровень своего развития. Это обуславливается развитием науки и техники, информационных технологий. Учитель Новой Школы должен понимать, что сегодня в мире происходит изменение ценностных ориентаций современного общества, его целеполаганий, норм, мировоззрения, именно под воздействием «высоких технологий». Учителю постоянно приходится изменяться, перестраивать свою работу.

В сегодняшнем современном информационном обществе человек уже не мыслит себя без компьютера и сопутствующих информационных технологий. Компьютер стал неотъемлемой частью во всех сферах человеческой жизни и в медицине, и в науке, и в образовании и даже в искусстве.

В моем эссе речь пойдет о внедрении в образовательный процесс ИКТ, ЭОР, интерактивных досок и т. п. А это в свою очередь, обуславливает необходимость наличия всех информационных новшеств и, конечно же, компьютерной грамотности педагогов.

Проблема, которая на сегодняшний момент остро стоит в сельских школах России - это отсутствие или недостаточность оснащения компьютерным оборудованием для проведения качественных, современных уроков с использованием всех информационных технологий. Сегодня, когда мы говорим о Новой Школе мы, в первую очередь, подразумеваем доступность, наглядность, достоверность излагаемого материала на уроке. Именно с этой целью российских школах уже не первый год реализуется комплексный проект модернизации образования (КПМО). В ходе его реализации не одна из школ не осталась в стороне. Это конечно касается в первую очередь и оснащения информационными ресурсами и технологиями, компьютерным оборудованием и оргтехникой, доступом к сети Интернет. Школьники отдаленных сел края могут участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, марафонах в режиме online. Естественно, что благодаря новому оборудованию, новым возможностям у детей усиливается не только мотивация к обучению, но и улучшается качество знаний по предметам и т. д. А это значит, что круг возможностей для учеников и учителей отдаленных уголков нашей Родины расширился, углубился. Участие педагогов во всевозможных дистанционных мастер-классах, конференциях, педсоветах позволяет учителю из сельской местности, лучше ориентироваться в нынешнем образовательном пространстве, поддерживать связь с коллегами на расстоянии, обмениваться опытом, решать совместные проблемы, получать консультации на интересующие их вопросы. Это все конечно замечательно, но перед многими встает еще одна, на первый взгляд непреодолимая преграда – отсутствие необходимых знаний в сфере информационных технологий.


Таким образом, появляется еще одна сопутствующая проблема - недостаточный уровень компьютерной грамотности учителей в сельской местности. Это в первую очередь обуславливается отсутствием необходимого оборудования для проведения уроков с использованием ИКТ. А по большей части учителя сетуют о переходе школ на операционную систему Linux. Мол, только что научились работать, привыкли к Windows, а теперь опять, все заново, по-другому. Но на самом деле в том, что школа перешла на Linux я как учитель информатики, не вижу никаких проблем, которые помешали бы работе с ЭОР, электронными документами и т. д. Интерфейс системы довольно прост, прикладные программы входят в пакет OpenOffice. org, который сегодня широко распространен, в том числе и на Windows, т. е. в принципе проблем нет. Есть только страх учителей, особенно старшего поколения к нововведениям, хотя пора бы уже и привыкнуть – школа XXI века должна меняется и будет меняться, в соответствие с требованиями современного информационного общества. Невозможно быть учителем молодого поколения (т. е. будущего страны), которое уже стало частью этого самого общества (сегодня каждый школьник, даже если это и малокомплектная школа, знает что такое смартфон, iPad и iPhone) и при этом бояться учиться самому. Ведь не случайно слово педагог переводится с древнегреческого, как «ведущий», «тот, кто ведет» ребенка, учитель=педагог, ведет ребенка к знанию, поэтому сам должен не только этим знанием обладать, но и стремиться овладевать чем-то новым, неизвестным для него. Решение этой проблемы, зависит от самих учителей, их компетентности и желании самосовершенствоваться в своей профессии. Выход из сложившейся ситуации каждый находит свой: кто-то посещает компьютерные курсы, кто-то ищет себе помощника-консультанта, а кто-то попросту «методом тыка». И в большинстве своем успешно справляются и с этой проблемой.

В моем эссе речь шла только об одном аспекте педагогической деятельности - информационном. А сколько их таких окружает нас ежедневно…Хотя и говорят, что ребенок это открытая книга, но с каждым годом ее почему-то все труднее становится читать, учитель должен искать способы, методы, как эту задачу решить…..

Надеюсь, что многие педагоги, прочитав мое сочинение, согласятся со мной, ведь мы должны не только передавать нашим детям то, чем обладаем сами, но и сами учиться для них, и у них.

Фундаментальные факторы не меняются — именно поэтому их называют фундаментальными. Формула «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали с вами», — как и была хороша 2,000 лет тому назад, так и будет хороша еще 2,000 лет. Принципы, излагаемые мною в этой книге, непреходящи: я жил с ними почти 40 лет и буквально сделал миллионы долларов, торгуя по этим принципам.

И все же, если бы я впал в кому сегодня и проснулся через 10 лет, вполне возможно, я не смог бы использовать те же самые правила с теми же самыми фундаментальными факторами. Хотя фундаментальные факторы постоянны, их применение и специфические особенности менялись и будут меняться.

Сегодня царит технология, ускоряющая каждую грань нашей жизни. Теперь мы можем скорее все узнавать, быстрее общаться и немедленно выяснять изменения цен. Действительно, мы можем быстрее покупать и продавать, быстрее богатеть и разоряться, лгать, мошенничать и воровать просто с невероятной скоростью. Мы можем даже заболеть или выздороветь быстрее, чем когда-либо прежде в истории мира!

Трейдеры никогда не имели так много информации и столько возможностей ее обрабатывать. Все это они получили благодаря компьютерам и Биллу и Ральфу Крузам (Bill and Ralph Cruz). Они изобрели первое и лучшее работоспособное программное обеспечение — System Writer, развившееся позднее в Trade Station. Благодаря этим продуктам от «Omega Research» обычные люди, вроде нас с вами, теперь могут проверять свои рыночные идеи. В течение вот уже более 10 лет благодаря изобретательности Билла можно задать практически любой вопрос, чтобы узнать «правду рынков».

Но что бы вы думали? Эта техническая революция в информационный век не принесла никакого крупного прорыва в мире спекуляции. Мы все еще имеем то же самое число победителей и проигравших. Парни и девчонки с современными компьютерами по-прежнему регулярно прогорают. Различие между победителями и проигравшими в значительной степени основано на одном простом повороте событий: победители хотят работать, замечать изменения и реагировать. Неудачники хотят получить все без труда, поэтому становятся жертвами точной системы и не меняющего свои взгляды гуру или индикатора, за которым они желают следовать вслепую. Проигравшие не прислушиваются ни к другим, ни к рынку, они упорствуют в своем мышлении и в сделках.

Вдобавок ко всему, они последовательно нарушают основное правило успешного бизнеса: никогда не перегружаться, управлять капиталом, а также бизнесом в целом, избавляясь от плохих позиций и держась за хорошие. А я? Я буду придерживаться фундаментальных факторов в том виде, в каком они преподносятся, со здоровой готовностью приспосабливаться к переменам. Если я сохраняю гибкость, меня не сломаешь.