» »

Методика работы с информационными ресурсами. Применение метода информационного ресурса в образовательном процессе Работа с информационными ресурсами

04.04.2020

Информатика. Лабораторная работа «Работа с информационными и образовательными ресурсами»

Лабораторная работа

Тема: Работа с информационными и образовательными ресурсами

Цель работы: Познакомиться с основными информационными и образовательными ресурсами. Научиться использовать Интернет-ресурсы для оптимального поиска образовательной и специальной информации с учетом специфики поставленных задач.

Используемые программные средства: браузер Internet Explorer (или его аналог), поиско­вые серверы, MS Word.

знать

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека. Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов - их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.

Конечно, к современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде.

Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы . К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д.

Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства , используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках , содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии , объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические справочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме , т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов . Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.ru на государственном образовательном портале www.edu.ru.

Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги , отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.

Электронные библиотеки в системе информационных образователь­ных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни - это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.

Задание 1.

Используя сайт «Единое окно» - http://window.edu.ru/, составьте список ссылок на ресурсы www.fcior.edu.ru (разделы СПО), имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии (табл. 1).

Рисунок 1 – Сайт «Единое окно»

Таблица 1

Адреса Web-страниц

Заголовок сайта

Назначение или пояснение об их содержании

http://www.edu.ru/abitur/act.11/index.php

Специальности системы профессионального образования (СПО). Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Задание 2.

Составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона (5 и более ссылок), в котором вы живете, используя Интернет. Параметры: название, расположение, официальный сайт или страница.

Задание 3.

Подберите коллекцию работ любимого художника (3 и более картин), используя электрон­ную экспозицию на сайте музея Третьяковской галереи (http://www.tretyakovgallery.ru/). Параметры: автор, название, год, материалы, собственник или место хранения.

Задание 4.

Осуществите перевод нескольких фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютер­ного переводчика Promt (http://www.promt.ru/).

Задание 5.

Найдите закон об образовании , используя портал российского образования www.edu.ru. Укажите ссылку на страницу с законом.

Результаты поиска отразите в отчете, созданном в текстовом редакторе MS Word под именем:
«Работа с информационными и образовательными ресурсами_группа_ФИО» .

Пришлите результат работы на электронный почтовый ящик преподавателя. При отправке сообщения в поле «Тема » укажите: тему лабораторной работы, свои группу и ФИО.

Практическая работа №2. Информационные ресурсы общества.

Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью, овладеть методами работы с программным обеспечением.

План работы:

1.Познакомиться с теоретической частью

2.Привести примеры с использованием свойств.

3.Ответить на вопросы

Оборудование:

IBM PC

Теоретическая часть

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов используют следующие их наиболее важные параметры:

    • тематика хранящейся в них информации;

      форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

      доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

      принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

      источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

      назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

      форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

      вид носителя

      информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Субъекты информационной деятельности классифицируются следующим образом:

    • субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);

      субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

      субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

      субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

    • учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

      учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

      научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

      дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

      системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

      электронные полнотекстовые библиотеки;

      электронные периодические издания сферы образования;

      электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

электронные архивы выпусков.

Практическая часть

Задание 1. Приведите примеры:

а) достоверной, но необъективной информации;

б) объективной, но недостоверной информации;

в) полной, достоверной, но бесполезной информации;

г) неактуальной информации;

д) актуальной, но непонятной информации.

Задание 2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое WWW?

2) Кто разработчик первого компьютера?

3) Когда отмечают Всемирный день информации?

4) Кто такой К.Э.Циалковский? Годы его жизни. Место работы.

5) Дата первых Олимпийских игр.

6) Микенская культура

7) Когда была Троянская война?

Задание 3.

Запишите ответы на вопросы:

1)Что такое информационные ресурсы?

2)Что такое образовательные информационные ресурсы?

3) Что относится к образовательным информационным ресурсам?

Как правило, электронные базы данных располагают панелью управляющих элементов для функций, доступных в любой момент сеанса поиска. Однако, в зависимости от базы, в которой проводится поиск, число функций может меняться. Для облегчения поиска используйте сервисную панель управления или окно базового поиска (Basic Search)ю в них обычно содержится подсказка, облегчающая задачу параметров поиска.

Функция "Режимы поиска" вводит ограничения по поисковым признакам (базам данных, терминам, хронологическому охвату и т.п.). Например, в ЭБСКО доступны 4 режима работы:

Стандартный поиск (Standard Search)

Поиск по всем терминам (All Words)

Поиск по точной фразе (Exact Phrase)

Поиск по любому из введенных терминов (Any Words) .

Как мы уже отмечали выше, электронные ресурсы позволяют совершать поиск по их контенту с использованием логических операторов. Логические поисковые операторы - это AND, OR, и NOT. Использование этих операторов позволяет создать очень расширенный, либо, наоборот, очень конкретизированный запрос.

Оператор AND (и) объединяет поисковые термины таким образом, что каждый результат поиска содержит все заданные термины. Например, travel AND Europe приведет к выбору документов, содержащих одновременно оба термина.

Оператор OR (или) сочетает поисковые термины таким образом, что каждый результат поиска содержит, по крайней мере, один из заданных терминов. Например, college OR university проведет подбор документов, содержащих либо college, либо university.

Оператор NOT (нет) исключает термины таким образом, что ни один из результатов не будет содержать термины, заданные в запросе после него. Например, запрос television NOT cable приведет к результатам, которые будут содержать термин television, но не cable.

Используя логические операторы, сформулируйте запрос по теме своей работы на английском языке.

В случае, когда пользователь затрудняется точно сформулировать запрос, используются заменяющий символ (?) и символ усечения (*)

Символы усечения и замены применяются для формирования запроса слов с неизвестными буквами, вариантами написания или разными окончаниями. Примечание: Заменяющий символ, также как и символ усечения нельзя использовать в качестве первой буквы поискового термина.

Замена буквы производится вопросительным знаком (?). Для применения этого символа, введите поисковые термины и замените каждую неизвестную букву знаком "?". Система произведет подбор результатов, содержащих варианты данного буквенного сочетания, заменяя знак "?" буквой. Например, напечатайте ne?t для получения всех ссылок, содержащих слова neat, nest, или next. Однако, система не проводит поиск слова net, поскольку одна буква заменена символом "?".

Усечение обозначается звездочкой (*). Для применения усечения, введите основу поискового термина и замените окончание звездочкой "*". Система проведет поиск всех возможных форм данного слова. Например, напечатайте comput* для поиска слов computer

Символ? или * можно использовать в начальной, конечной или средней части слова, но не больше одного раза в одном слове. Эти знаки заменяют неопределенную последовательность знаков в слове, шифре, числе. Например: по запросу?механический будет найдено: механический, биомеханический, геомеханический, микромеханический, котельно-механический, электромеханический; при поиске по автору котов? - будет найдено: Котов, Котова, Котовский с различными именами и отчествами. При отсутствии знака? в конце фамилии будут найдены только авторы с фамилией Котов.

При поиске по слову, имеющему варианты написания, в том случае, когда один вариант написания представлен большим количеством букв, чем другой можно использовать символ #. При поиске будут найдены все записи с имеющимися вариантами слова. При этом в найденном слове на месте символа # может не оказаться ни одного знака. Например, по запросу colo#r будут найдены записи и со словом color и со словом colour; а по запросу штут#гарт - Штуттгарт и Штутгарт. Когда варианты написания слова различаются одной буквой используют символ!. Например, по запросу wom!n будут найдены записи, содержащие и слово woman и слово women, а по запросу конверт!р - конвертер и конвертор. Этот символ удобно применять, если Вы сомневаетесь, какая буква стоит на конкретном месте в поисковом слове в нужных записях.

Следующие примеры демонстрируют разницу между функциями символов?, #, !:

если задано слово пан#ев, то будут найдены Панаев, Паниев, Панев, Пантев, но не Паничев;

если задано слово пан!в, то Панов и Панев, но не Панков, Панкратов или Панаев.

Символ % с последующим числом можно поставить между двумя словами, чтобы показать желаемый интервал, внутри которого эти слова должны встречаться в искомом тексте, т.е. число в запросе означает, сколько слов (без союзов) между указанными словами может быть в найденной записи. Порядок слов при этом не имеет значения. Например, по запросу для поиска по заглавиям психология %1 семьи будут найдены записи, содержащие заглавия: Психология семьи; Психология современной семьи; Психология и психотерапия семьи; Здоровье всей семьи: Психология. Физическое здоровье. Воспитание, но не будут найдены заглавия: Психология воспитательного влияния семьи на ребенка; Психология и психотерапия брака и семьи; Здоровье всей семьи: Физическое здоровье. Психология. Воспитание.

Символ! с последующим числом можно поставить между двумя словами, чтобы показать желаемый интервал, внутри которого эти слова должны встречаться в искомом тексте в порядке ввода, т.е. число в запросе означает, сколько слов (без союзов) между указанными словами может быть в найденной записи. При этом слова в записи должны стоять в той же последовательности, как и в запросе. В этом случае по запросу для поиска по заглавиям психология!2 семьи будут найдены записи, содержащие заглавия: Психология семьи; Психология современной семьи; Психология и психотерапия семьи; Психология и психотерапия брака и семьи, но не заглавия: Здоровье всей семьи: Психология. Физическое здоровье. Воспитание.

Работа учащихся с книгой, учебником, справочной, научно-популярной и учебной литературой в дидактике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно в полной мере добавить и электронные издания и ресурсы. Главное достоинство этого метода — возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебная литература и мультимедиа-средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.

Метод работы с учебной литературой и ОЭИ эффективно применяется в школе. Однако в условиях информационного взрыва ценность учебной литературы приходится все время пересматривать.

Для стремительно развивающихся информационных технологий сети Интернет данная проблема становится чрезвычайно актуальной. Кроме того, коммерциализация Интернет способствует «выбрасыванию» на рынок печатной продукции низкого качества. Это положение ставит учителя перед большой проблемой: на какие информационные ресурсы опираться при изложении учебного материала, что порекомендовать ученикам для самостоятельного изучения и закрепления знаний.

Еще одним немаловажным фактором выступает то, что современные гипермедиа-технологии, реализованные в сети Интернет, позволяют связывать между собой разрозненную мультимедиа-информацию, находящуюся на различных серверах, производить ее структуризацию, создавая тем самым целостный информационный ресурс, размеры которого могут быть в принципе не ограничены.

Таким образом, задача учителя, использующего метод информационного ресурса,— подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них школьников.
Основные отличия данного метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:

используемые ОЭИ находятся на различных серверах в сети Интернет;
количество информационных ресурсов и связей между ними может быть практически неограниченным;
система подачи информации с помощью гипертекста позволяет обучаемому находить собственную траекторию прохождения учебного материала, углублять и расширять знания по своему желанию и возможностям;
гипермедиа-технологии, использующиеся в сети Интернет, позволяют при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию.

Основная цель использования метода информационного ресурса -закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации школьника в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.

Деятельностью ученика при использовании метода информационного ресурса управляет учитель — это сообщение конкретных знаний, подборка и систематизация информационных ресурсов с целью закрепления и расширения знаний, а также проведение контроля знаний обучаемых. Это определяет учебно-контролирующую деятельность учителя.

К недостаткам метода информационного ресурса можно отнести значительные затраты времени как со стороны учителя, связанные со сбором и структуризацией ОЭИ, повышенным требованием к качеству используемых средств ИКТ в процессе обучения, единообразность ресурсов (сходные интерфейс и навигация), так и со стороны ученика: навигация, просмотр, чтение и т. д.

Достаточно эффективным методом обучения, реализация которого целесообразна с использованием средств ИКТ, является дидактическая игра. Существует несколько достаточно важных особенностей, которые необходимо учитывать при использовании метода игр в информатизированном обучении школьников. При организации игры на уроке с использованием средств ИКТ важно продумать, в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам относительно большую самостоятельность.

Дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний.

Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с используемыми средств ИКТ, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.

Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувства внутренней свободы, ощущения дружеской поддержки и возможности оказания в случае необходимость помощи своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения.

Игра позволяет смягчить проявление авторитарной позиции педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.

У школьника, начиная с младшей школы, четко обозначен игровой дефицит — при желании играть, ребенок не находит возможности для удовлетворения этого стремления на уроках. Поэтому, давая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую.
В старших классах школы игра с применением информационных и коммуникационных технологий рассматривается как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы. Наибольшую возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам «делать ошибки» и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников «быть взрослыми».

Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретические сведения к лабораторной работе

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы– это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова– это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов , то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

    тематика хранящейся в них информации;

    форма собственности– государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

    доступность информации– открытая, закрытая, конфиденциальная;

    принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;

    источник информации– официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

    назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

    форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

    вид носителя информации– бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:

    субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);

    субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

    субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

    субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

    учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

    учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

    научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

    дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

    системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),

    электронные полнотекстовые библиотеки;

    электронные периодические издания сферы образования;

    электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

    электронные архивы выпусков.