» »

Однотактный ламповый усилитель на триодах. Блок питания лампового умзч

11.07.2020

Конструкцию однотактного лампового усилителя на триодах предлагает Виталий Брусникин, г. Петрозаводск. Несмотря на простоту конструкции (а во многом — благодаря ней), его звучание отличается хорошей музыкальностью. Усилитель может быть рекомендован для первого опыта интересующихся «ламповым» звуком, имеющим скромный бюджет. Собрав эту схему, вы будете потрясены звучанием любимых записей!

Конструкция аппарата восходит к так называемой схеме Loftin-White — двухкаскадного усилителя с непосредственной связью. Отсутствие межкаскадного конденсатора (или трансформатора) положительно сказывается на линейности, широкополосности и фазовой характеристике усилителя.

Внимание. Не следует приступать к изготовлению данной конструкции, не имея опыта работы с высоковольтными электроцепями (до 1000 В). Безопасность — прежде всего, соблюдайте осторожность, не подвергайте себя риску!

Его чувствительность — около 1 В, чего вполне достаточно для большинства CD-проигрывателей — наиболее массового ныне источника музыкального сигнала. Заметное на слух ограничение появляется на уровне выходной мощности около 8 Вт. Но оно настолько «ласковое», что, чуть снизив громкость, можно продолжать прослушивание. При мощности 4 Вт коэффициент гармоник не превышает 0,4%, при 1 Вт — не более 0,1%. Основной продукт искажений — 2-я гармоника сигнала.

Рис. 3.54. Схема «бюджетного» Лофтин-Уайт.

В первом каскаде (рис. 3.54) работает один из триодов лампы 6Н8С . Лампа выбрана после прослушивания в данной схеме нескольких типов в различных режимах и имеет на взгляд (ухо?) автора несколько преимуществ. Ее звуковая сигнатура отличается естественностью, а построение стереопанорамы — точностью и глубиной.

Если усилитель изготавливается в виде моноблоков, разумно применить одиночные триоды 6С2С — даже с несколько лучшим результатом. Могут подойти также и 6С5 (6С5С).

Примечание. Возможно, кому-то понравится звук лампы 6Н1П, которая также неплохо работает в данной схеме, но автор считает ее звучание здесь резковатым.

Небольшой по величине резистор автоматического смещения не шунтируется конденсатором, что создает небольшую местную ООС с линеаризующим действием. Кроме того, отсутствие конденсатора снимает проблему его влияния на звук, которое почти никогда не бывает положительным.

Для выходного каскада также после проб выбрана лампа EL34 в три-одном включении.

Совет. Постарайтесь ее найти, она порадует вас упругим басом, гармоничным тональным балансом — прекрасный прибор!

Существовал и ее отечественный аналог, правда, малораспространенный — 6П27С. Несколько хуже будут 6ПЗС (в этом случае предпочтительнее 6ПЗС-Е), ГУ-50. При соответствующем перерасчете выходного каскада можно попробовать 6Н5С (6Н13С), по паре включенных в параллель EL84 (6П14П), 6П1П, 6П6С (все — в триодном включении) или 6С19П.

И наконец, кто располагает лампами 6СЗЗС или 6С41С, может и с ними поэкспериментировать, умощнив источник питания и понизив анодное напряжение. Хотя, строго говоря, мощность первого каскада в данной схеме для их «раскачки» недостаточна.

На схеме (рис. 3.54) показана цепь общей отрицательной обратной связи (резистор R7), введенная с целью снижения интермодуляционных искажений. Однако в авторском варианте ОС не включена.

Схема содержит совсем небольшое количество элементов, но качество каждого очень важно. Здесь мы изложим некоторые желательные «излишества», хотя и в минимальном варианте звучание усилителя вас не огорчит.

Начнем с регулятора громкости. Если вам доступен дискретный переключатель высокого качества — лучше применить его, собрав схему L-аттенюатора. На практике бывает достаточно всего 5-6 положений.

Резисторы R2—R5 типа МЛТ-2. R2 выполняет защитную функцию при возможном нарушении контакта в движке потенциометра Rl. R6 можно набрать из четырех МЛТ-2 в смешанном соединении или применить проволочный остеклованный мощностью 10 Вт. Допуск номиналов всех резисторов — 5%.

Конденсатор для цепи катода выходной лампы лучше приобрести импортный — из наших деталей подойдет разве что К50-35. Но наилучшим решением будет применение здесь полипропиленовых или бумажных (МБГЧ или МБГП) конденсаторов емкостью хотя бы 50—60 мкФ.

Выходной трансформатор заслуживает отдельного разговора. Если ориентироваться на его самостоятельное изготовление, сечение железа следует выбрать около 10 см2 (можно немного больше). Намотка секционированная — чередование 5 слоев «первички» (2500 витков, 00,25 мм) и 4 слоев «вторички» (300 витков, 00,6 мм). Сделайте отводы от 240-го и 270-го витка для настройки под конкретную акустику.

Автору больше нравится звучание трансформаторов на Ш-железе, но можно применять и ленточный сердечник. Многое зависит от качества стали — лучше всего использовать сердечник от какого-либо звукового трансформатора (кинотеатральная аппаратура, ламповые радиоузлы и т. д.). Толщина немагнитной прокладки при сборке — около 0,15 мм.

Если применяете межобмоточную изоляцию из конденсаторной бумаги, то лучше пропитать собранный трансформатор парафином для повышения электрической прочности и фиксации витков. Автор использует для изоляции тонкую сантехническую ленту «ФУМ» (белого цвета). Она хорошо фиксирует витки, обладает свойствами отличного диэлектрика. И если трансформатор при этом намотан аккуратно (витки по краям не проваливаются и т. п.), его можно и не пропитывать.

Несколько слов об особенностях монтажа. Лучше, если все соединения будут наиболее короткими — крепление компонентов «от точки к точке». Если длина соединительных проводов будет менее 10 см, их влияние на звук не будет столь ощутимым. Наиболее компактно смонтируйте катодные цепи, точка заземления всех компонентов должна находиться вблизи входного разъема. Сюда же подключите общий провод анодного питания.

Примечание. Автор придерживается мнения, что только питание каналов усилителя от отдельных силовых трансформаторов (рис. 3.55) полностью реализует преимущества однотактного лампового усилителя в «деликатности» передачи стереопанорамы.

Рис. 3.55. Схема питания канала стереоусилителя от отдельного силового трансформатора.

Рис. 3.56. Вариант применения отдельного трансформатора накала.

Не жалейте на источник питания средств и усилий! В крайнем случае — используйте один трансформатор с достаточным запасом мощности и раздельные выпрямители. Представляется также разумным применение отдельного трансформатора накала (например, серийных ТН) — рис. 3.56. Это упростит намотку анодных трансформаторов и решит проблему предварительного прогрева нитей ламп перед включением высокого напряжения.

Питание нитей накала выпрямленным напряжением предпочтительно в отношении уровня фона и качества звучания. Оптимальный анодный выпрямитель — двухполупериодный (не мостовой!). Такая схема (рис. 3.55) гасит синфазные помехи из сети, и усилитель получается очень «тихим», без неприятного фона и рокота.

Для выпрямления лучше применять силовые вентили на токи свыше 5 А с большой площадью кристалла. Обычные диоды при переключении создают помехи с широким спектром, которые портят звук. Можете убедиться в этом сами!

Дроссели — от ламповых цветных телевизоров, типа Др-5-0,08. Если пожелаете, примените в источнике кенотроны (5ЦЗС хорошо подойдут), бумажные конденсаторы МБГЧ или КБГ-МН в сочетании с большими дросселями на 10—15 Гн.

Если не смутят габариты, это будет по-настоящему «безальтернативный» источник, который, возможно, пригодится вам в будущем, когда захочется попробовать элитные выходные лампы (6С4С, 300В и другие).

В качестве компромисса предлагается шунтирование конденсаторов C1, С2 и С4 (хорошо, если они будут импортными) бумагомасляными (МБГЧ, КБГ) и емкостью не менее 10 мкФ.

Совет. С целью повышения выходной мощности до 10—12 Вт можно рекомендовать введение в первом каскаде усилителя фиксированного смещения величиной 2,5—3 В.

Небольшая мощность усилителя требует чувствительной акустики. Из отечественных громкоговорителей прошлых лет акустика мощностью 15—30 Вт небольшого размера предпочтительнее, чем клоны S-90. Сейчас еще можно найти старые кинотеатральные громкоговорители с головками 4А-32, они хорошо подойдут.

Вариант с 2А-12 и рупорным ВЧ-звеном на базе головки 1А-20 или подобной — это уже серьезная акустика! После небольшой доработки получаются громкоговорители с хорошей динамикой, красивым басом и высокой чувствительностью. Если ваши возможности совсем ограничены — наберите несколько старых 4-ваттных головок с бумажным подвесом диффузора и разместите их в открытых ящиках большого размера, добавив, если есть, «бумажные» «пищалки». Для баса хороши 6ГД-2. Желаю успехов и наслаждения звуком.

Сухов Н. Е. - Лучшие конструкции УНЧ и сабвуферов своими руками.

Андрей ВРУБЛЕВСКИЙ, Дмитрий ЧУМАНОВ


В последние годы для всего мира характерен устойчивый и интерес к однотактным усилителям. Ими восторгаются, их критикуют, о них спорят. Появилось немало и любительских конструкций, и промышленных моделей, в том числе в самых высоких (до сотен тысяч долларов) ценовых категориях. Можно даже сказать, что мир разделился на два лагеря - ярые поклонники однотактной схемотехники и ее не менее ярые противники.

Сторонники однотактных усилителей указывают в первую очередь на их субъективно определяемые качества: особая чуткость, певучесть звучания, «музыкальность» (последнее слово приходится взять в кавычки, так как не всегда понятно, что именно под ним подразумевается). Доводы противников, напротив, основываются на самых что ни на есть объективных данных Это, как правило, невысокая мощность, ограниченный (как снизу, так и сверху) частотный диапазон, и высокий уровень измеряемых искажений. Можно, конечно, возразить, что фирма «WAVAC» выпустила 100-ваттный однотактный усилитель; что частотный диапазон усилителя «ML2» фирмы «LAMM Industries» составляет 3-80000 Гц без ООС, но, боюсь, эти аргументы покажутся неубедительными, если вспомнить, какой ценой (30-35 тыс. долларов) это все достигнуто.

На фото модный усилитель фирмы «WAVAC» для тугих кошельков

А потому спустимся с небес на землю и попробуем ответить на вопросы, актуальные для большинства любителей музыки: какая мощность реально необходима для прослушивания в домашних условиях и какой приемлемый уровень нелинейных искажений? Кажется, было бы естественным сказать, что, дескать, мощности чем больше, тем лучше, а искажений, разумеется, наоборот. Увы, на деле все не так просто, Высокая мощность достигается переводом выходного каскада в класс АВ, что вызывает неизбежный рост искажений всех видов, а заметного, начиная с нескольких процентов, уменьшения этих искажений можно добиться, только прибегнув к глубокой отрицательной обратной связи, про которую до нас было написано достаточно, чтобы понять - качество звучания с ее помощью повысить не удастся, можно лишь заменить одни искажения другими. Банальный пример: 0.003% гармоник при 100 Вт мощности - цифры, типичные даже для относительно дешевого транзисторного усилителя. Так с чем же связано бедное, даже убогое, лишенное всякой эмоциональности звучание большинства таких усилителей?! За все в этом мире приходится платить, и я рамках одной ценовой категории вам неизбежно придется выбирать между мощностью и качеством.

Но все не так уж безнадежно. На вопрос о необходимой мощности убедительно ответил А. М. Лихницкий в своей статье «Мощность» . Согласно его выводам, акустическая система чувствительностью 90 дБ в паре с усилителем мощностью 10 Вт способна в комнате площадью 20 м2 создать звуковое давление, необходимое для полноценной передачи forte fortissimo симфонического оркестра. Господа аудиофилы, зачем же больше?

Теперь поговорим об уровне нелинейных искажений. Нам придется обратиться к некоторым выводам психоакустики, утверждающей, в частности, что на слух заметность нелинейных искажений для гармоник разного порядка неодинакова. Большинство исследователей сходятся на том, что 1% второй гармоники не заметят даже профессиональные эксперты, а основная масса испытуемых обнаруживает ее примерно с 1,8-3,5%. К сожалению, не совсем так обстоит дело с гармониками более высокого порядка. Согласно эмпирическим наблюдениям заметность на слух какой-либо гармоники прямо пропорциональна квадрату ее номера. Исходя из этого. 0,1%. скажем, десятой гармоники и 2.5% второй вызовут соизмеримое (хотя и по-разному проявляющееся) ухудшение качества звучания. Более того, одни гармоники могут маскировать присутствие других, так, в частности, третья гармоника становится менее заметной при наличии второй. Спектральное сочетание плавно спадающих по уровню гармоник (вторая наибольшая, третья меньше, четвертая еще меньше и т. д.), является для нашего слуха наиболее благозвучным. Более подробно об особенностях слухового восприятия можно прочитать в . мы же отметим только, что приводимые в паспорте сведения о совокупном уров­не нелинейных искажений без указа­ния спектра этих искажений ровным счетом ничего (!) не говорят о качестве звучания.

Предположим, мы вас убедили, и мощность в несколько ватт при не­скольких процентах гармоник вас устраивает, но почему обязательно при однотактной схеме? Заглянем в старый учебник по ламповой схемотехнике . Там черным по белому прописаны четы­ре основных преимущества двухтактных ламповых выходных каскадов: - отсутствие постоянного подмагничивания в выходном трансформаторе: - увеличенная (в классе А как минимум вдвое) выходная мощность; - компенсация четных гармоник в выходном сигнале; - пониженная чувствительность к пульсациям питающего напряжения.

Учебник был написан около полувека назад, и, хотя законы физики за это время не изменились, стоит задуматься, к чему мы стремимся, применяя эти законы. При внимательном прочтении знакомых еще со студенческих времен страниц можно заметить, что основным стремлением схемотехники в те годы было получение все более высокой мощности при уменьшении габаритов и веса. Сейчас мы ставим перед собой обратную задачу - получение максимально достижимого качества звучания, невзирая на габариты и вес. Так может попробуем пойти обратным путем - от класса В к классу А, от двухтактного каскада к однотактному? Давайте рас­смотрим так называемые недостатки однотактных выходных каскадов.

1. Постоянное подмагничивание в выходном трансформаторе. Оно не только уменьшает индуктивность первичной обмотки, но и заставляет железо рабо­тать по частному циклу гистерезиса (го­воря не вполне технически грамотно, в «чистом классе А»), то есть в режиме с повышенной линейностью, особенно на малых сигналах, без той вроде бы загла­женной, но все-таки присутствующей «ступеньки» при переходе через ноль, что присуща двухтактному режиму работы (может быть, с этим связа­но главное преимущество однотактников - потрясающая микродинамика?). Уменьшение индуктивности компенсировать достаточно просто - увеличив габариты и вес, мы ведь договорились, что они для нас не главное.

2. Выходная мощность двухтактного каскада, работающего в классе А. равна выходной мощности однотактного каскада, построенного на той же паре ламп, но включенных параллельно. Класс АВ мы здесь не рассматриваем ввиду невозможности его реализации без ООС.

3. Компенсация четных гармоник в двухтактном каскаде в силу указанных выше особенностей слуха приводит чаще всего к субъективному ухудшению качества звучания. Не случайно некоторые разработчики, как у нас, так и за рубежом, пытаясь приблизить звучание своих двухтактных аппаратов к звучанию однотактных путем перекоса в фазоинверторном каскаде, подмешивают к сигналу вторую гармонику. Увы, это не решает всех проблем, связанных с двухтактниками.

4. Повышенная чувствительность однотактных каскадов к пульсациям питающего напряжения преодолевается в результате простого увеличения емкости фильтрующих конденсаторов блока питания, что при их нынешних размерах и стоимости не представляет сложности.

Вот мы и пришли к неожиданному выводу: большинство декларируемых недостатков однотактного усилителя при ближайшем рассмотрении оказываются его достоинствами, остальные же на сегодняшний день легко устранимы за счет увеличения габаритов, веса, и, как следствие, стоимости. Небольшая мощность при больших габаритах, весе и стоимости - насколько это приемлемо, пусть каждый решит для себя сам. Нам же представляется вполне естественным, что усилитель высокого класса, способный в соответствующем тракте доставить ни с чем не сравнимое наслаждение любителю музыки, имеет внушительные размеры и вес и стоит больше, чем посредственный аппарат, хотя бы и с мощностью на порядок выше.

Конечно, бывают ситуации, когда без высокой мощности не обойтись, например, при озвучивании дискотеки, но в домашних условиях грамотно спроектированный однотактный триодный усилитель без обратной связи мощностью 5 - 10 Вт с типичным уровнем искажений около 5-6% при полной мощности (и соответственно около 1.0% при мощности 1 Вт), работая на акустическую систему чувствительностью 90 дБ и более, способен обеспечить весьма высокое качество звучания, зачастую не­достижимое для аппаратов, использующих какую-либо другую схемотехнику.

Внимательный читатель может отметить, что большая часть сказанного выше в равной мере относится и к транзисторным однотактным усилителям. Совершенно верно, в мире существует и такое направление, его яркими представителями являются усилители серии «Pass Aleph» Нельсона Пасса. Мы не против транзисторов, но все же заметим, что на сегодняшний день ламповый триод является самым линейным усилительным элементом, и с его помощью получить высокое качество звучания, во всяком случае, проще. Подтверждением этому служит и тот факт, что в самых высоких ценовых категориях мы видим только ламповые однотактники.

Ну, хорошо, скажете вы, допустим. Но какое отношение все это имеет к большинству любителей музыки, а нашей стране, не имеющих возможности приобрести не только готовый усилитель «Саrу» или «Audio Note», но и необходимые для их построения компоненты - лампы 300В производства «Western Electric», трансформаторы «Tango», конденсаторы «Black Gate» и «Multicap», серебряные провода «Kirnber Cable»? А вот какие. Тем из вас, кто знает, за какой конец брать в руку паяльник, мы предлагаем самостоятельно собрать из доступных деталей простой в изготовлении и на­стройке ламповый усилитель, способный, тем не менее, продемонстрировать все преимущества однотактного лампового звука, о которых мы так много говорили.

Схема. Однотактный ламповый усилитель из доступных деталей

Из возможных вариантов мы предпочли усилитель на выходных лучевых тетродах 6ПЗС в триодном включении. Этот аппарат явился прототипом серийной модели «Avant Electric Nostalgia», отличающейся от него некоторыми до­работками, вызванными, в частности, технологическими требованиями серий-нот производства.

Основные технические параметры усилителя:
выходная мощность 7 Вт при коэффициенте нелинейных искажений 6%,
чувствительность 0,4 В,
полоса рабочих частот на полной мощности не хуже 12 Гц - 30 кГц без ООС.

Выходная лампа 6ПЗС была выбрана нами, во-первых, за ее доступность и низкую (около 20 рублей на питерском радио рынке) цену. Во-вторых, за достаточно высокую линейность в триодном включении я многообещающий спектр гармоник (относительно высокая вторая гармоника и низкая третья). Напомним, что эта лампа, точнее ее прототип 6L6, разрабатывалась специально для ис­пользования в звуковых трактах. И в-третьих, за ее теплое (тут самое время вспомнить про спектр гармоник) и - все-таки не обойтись без этого слова - «музыкальное» звучание, даже в сравнении с такими серьезными соперниками, как EL34 и 6550, Два относительных не­достатка этой лампы в триодном вклю­чении - небольшую выходную мощ­ность (3,5 Вт) и достаточно высо­кое внутреннее сопротивление (около 1.5 кОм) - мы преодолели, включив две лампы параллельно. Следует заметить, что среди российских радиолюбителей распространено необоснованное, на наш взгляд, мнение о недопустимости параллельного включения ламп. Не желая углубляться в дискуссию на эту тему, привезем простой пример. Один из самых дорогих (как-никак 330 тысяч долларов) усилителей всеми уважаемой фирмы «Audio Note», а именно «Gaku-Оn», имеет на выходе две включенные параллельно лампы, что вовсе не мешает его счастливым обладателям наслаждаться музыкой. Так или иначе, включив параллельно лампы 6ПЗС, мы полу­чили внутреннее сопротивление 750 Ом и 7 Вт триодной мощности. Ну, чем не «трехсотка»?!

Рассмотрим схему подробнее. Входной каскад, он же драйвер, вы­полнен по схеме с динамической на­грузкой (SRPP) на одном из лучших отечественных малосигнальных триодов 6Н9С, Применение SRPP объясняется не каким-то нашим особым расположением к таким каскадам, а тем, что мы попробовали разные варианты (один триод с анодной нагрузкой, параллельное включение двух триодов и т. п.) и остановились на SRPP. как на обеспечившей наилучшее, по нашему мнению, качество звучания. Выходной каскад, как упоминалось выше, выполнен на двух лучевых тетродах 6ПЗС в триодном включении. Для того чтобы свести к минимуму нелинейные искажения, выходные лампы подобраны парами по анодному току и крутизне с точностью 1,5% и при необходимости заменяются тоже парами. Тем, у кого нет возможности подобрать лампы, советуем не расстраиваться и ис­пользовать те лампы, которые есть (желательно все же из одной партии), так как разброс параметров ламп приводит к росту в основном второй гармоники, что не должно радикально ухудшить звучание. Выбранные нами режимы ра­боты выходных ламп могут, на первый взгляд, вызвать недоумение. В частности - напряжение на второй сетке, почта на 100 В превышает величину, указанную в справочнике, В свое оправдание мы сошлемся на статью , где доказывается возможность применения пентодов и лучевых тетродов в триодном включении с превышением некоторых справочных режимов без существенного снижения ресурса работы ламп.

Наш многолетний опыт работы с лампами это подтверждает, к тому же стоимость 6ПЗС не столь велика (в отличие от, скажем, 300В), и замена даже всего комплекта ламп один раз в несколько лет вряд ли заметно скажется на чьем-то бюджете. Нагрузкой выходного каскада служит трансформатор.

Выходной трансформатор , конечно же, является важнейшим элементом конструкции. От него зависит, пожалуй, не меньше, чем от выходной лампы. В нашем варианте он выполнен на Ш-образном сердечнике из трансформаторной стали толщиной 0,35 мм (вполне подойдет ШЛ-сердечник на стали Э310-330), ширина среднего стержня 25 мм, высота табора 40 мм, Первичная обмотка состоит из четырех секций по 510 + 1190 + 1190 + 510 витков провода ПЭВ или ПЭТВ диаметром 0,28 мм. Между ними расположены три секции вторичной обмотки по 216 витков провода диаметром 0,71 мм. От 130-го витка можно сделать отвод для 4-омной нагрузки. Все секции первичной обмотки соединены последователь­но, вторичной - параллельно. Между обмотками проложена конденсаторная бумага (можно использовать и обычную бумагу) толщиной 0.3 мм. После намотки катушка пропитана техническим воском (смесь парафина и перелина). Сердечник собран: Ш-пластины и I-пластины отдельно, между ними с по­мощью пластины из изолирующего материала выставлен зазор 0.25 мм.

Это не единственно возможная конструкция выходного трансформатора. Вполне допустимо использование других конструкций, например, в последние годы получил распространение двух катушечный вариант па ПЛ-сердечнике, имеющий определенные достоинства (впрочем, как и недостатки), В таком случае рассчитывать трансформатор придется самому. На­помним, что необходимые для расчета сведения вы можете почерпнуть в , а также укажем основные параметры. Прежде всего, это сопротивление первичной обмотки по переменному току 2,5-3.0 кОм, а также ток постоянного подмагничивания не менее 120 мА. Единственное предостережение: не используйте сердечники с площадью среднего стержня менее 10 см2 (габаритной мощностью менее 150 Вт), иначе вряд ли вы получите приемлемые характеристики па низких частотах.

Блок питания собран па кенотроне 5ЦЗС , что не случайно. Практика показывает, что кенотронное питании способно существенно повысить качество звучания усилителя, какие бы полу­проводниковые диоды вы до этого ни использовали. Неслучайно в самых дорогих моделях применяются именно кенотроны. Для силового трансформа­тора мы использовали магнитопровод Ш25×50, первичная обмотка содержит 770 витков провода ПЭВ диаметром 0,63 мм, повышающая обмотка - 1340 - 1340 витков провода диаметром 0,315 мм, накальные обмотки - соответственно 19 витков провода 1,25 мм для питания кенотрона, 24 витка того же провода для питания накала выходных ламп, и 24 витка провода 0,71 мм для питания накала входных ламп, Можно использовать и другой магнитопровод от трансформатора мощностью не менее 150 Вт, произведя расчет самостоятельно.

Все детали установлены на алюминиевом шасси и соединены между собой с помощью навесного монтажа. Старайтесь максимально использовать выводы самих элементов: там, где их не хватает, применяйте провод МГТФ-0.35, особое внимание уделите «земляным» цепям. Основные требования к монтажу: провода должны быть по возможности короткими и ни при каких условиях не допустимы замкнутые контуры, иначе у вас получится не усилитель, а радиоприемник. Собранная без ошибок схема наст­ройки не требует. Желательно только проконтролировать с помощью тестера напряжения и токи в указанных точках. Если измеренные значения отличаются от приведенных на схеме не более, чем на 10%. - все в порядке. Грубые отличия, скорее всего, указывают на ошибку в монтаже или на неисправность какого-либо элемента.

Перед первым включением проверьте монтаж самым тщательным образом. Это избавит вас от острых ощущении. Если при включении ваш усилитель не подал сигналов тревоги (запах гари, искры, громкие щелчки и т. п.), дайте ему прогреться 10-15 минут и приступайте к измерениям.

При правильном монтаже «земляных» цепей уровень фона в ваших АС должен быть достаточно низким. С акустической системой чувствительностью 90 дБ он слышен, только если ухо под­нести вплотную к низкочастотному динамику В противном случае придется поэкспериментировать с расположением деталей и проводов, что иногда может занять даже несколько дней. Но, так или иначе, это решаемая задача, и, следовательно, вы с нею справитесь.

Теперь затронем такой больной вопрос, как типы применяемых элементов . Почему больной? По этому поводу нам приходилось читать и слышать прямо противоположные мнения, начиная с то­го, что наши отечественные компоненты ничем не хуже (а то и лучше) самых дорогих и престижных зарубежных, и кончая тем, что без «Black Gate» и «Multicap» нечего даже пытаться получить приличный звук. Подробное рассмотрение этих вопросов выходит за рамки статьи, и мы ограничимся лишь некоторыми частными рекомендациями, основанными на нашем личном опыте.

Типы элементов, указанные на схеме, гарантируют вам некоторый начальный уровень качества, причем вполне сравнимый с присущим некоторым недешевым зарубежным моделям. А дальше, исходя из ваших вкусов и возможностей, попытайтесь подняться на более высокий уровень. Только не требуйте от этой схемы слишком многого, и она вас не разочарует. Итак, начнем по порядку.

Потенциометр, стоящий на входе, способен радикальным образом повлиять на качество звучания. К сожалению, достойной заменой дорогостоящему «ALPS» может стать разве что ступенчатый аттенюатор, скажем, на основе отечественных герконов с золочеными контактами.

Не меньшее влияние на звук оказывает и замена переходной емкости. Если у нас есть возможность, советуем попробовать «Multicap RTX» или «Jensen», известные не менее, чем «Audio Note». Они звучат весьма по-разному, но каждый из них, на наш взгляд, заслужил свою высокую репутацию (и высокую стоимость). При всем пашем патриотизме мы не можем согласиться с теми, кто утверждает, будто наши К40У-9 (КБГ, ФТ, ФГТИ и многие другие) лучше (как вариант - не хуже), чем выше­названные «Multicap», «Jensen» и т. п., Предполагаем, что заявления такого рода вызваны недостаточно высоким качеством используемых при тестировании звуковых трактов.

В блоке питания прекрасно зарекомендовали себя наши МБГО (МБГВ, МБГН, МБГЧ, еще лучше КБГ-МН и т. п.), если закрыть глаза на то, что они займут полкомнаты. Несмотря на наше бесконечное уважение к «Black Gate» серии «WKZ», язык не повернется рекомендовать их в силу запредельной стоимости. Советуем приберечь их для более продвинутых конструкций, а сю­да поставить что-нибудь попроще, на­пример «Rubicon» или «Nichicon».

И, наконец, если для монтажа вы прибегнете к какому-либо OFC-проводу известной фирмы (на наш вкус) и припою «WBT» или «Audio Note», хуже не станет.

Несколько слов по поводу акустических систем, которые могут использоваться с этим усилителем. Говорят, что только высокочувствительные (95 дБ и выше) акустические системы способны раскрыть возможности маломощных ламповых усилителей. Бесспорно, чем выше чувствительность ваших АС, тем меньшая мощность требуется от усилителя для создания одинакового уровня звукового давления и тем меньше, соответственно, будут искажения. Но вот беда, не всегда более чувствительная акустическая система оказывается лучшей по звуку.
Как же быть? В домашнем комплекте одного из авторов описываемый усилитель длительное время работал с акустическими системами на динамических головках «Peerless» чувствительностью 88 дБ, воспроизводя музыку различных жанров, включая хард-рок на повышенной громкости, и проблем с передачей динамических контрастов не было. На выставке «Российский Hi-End 2000» усилитель «Nostalgia» демонстри­ровался в комплекте с акустическими системами чувствительностью 87 дБ в зале площадью никак не менее 50 м2 и к изумлению многих, к нашему в том числе, на большинстве фонограмм он смог обеспечить необходимую громкость, не заходя в «клиппинг». Так что ес­ли предельная громкость не является для вас главным критерием оценки качества звучания, используйте ту акустическую систему, которая у вас есть, и, возможно, вы будете приятно удивлены. На самом деле удивляться не стоит, субъективное восприятие громкости звучания ламповых усилителей существенно отличается от восприятия громкости транзисторных. Наиболее часто называемая субъективная оценка мощности "Nostalgia"- 35-40 Вт. Надеемся, что развеяли ваши сомнения.

Существует другая проблема, на наш взгляд, не менее важная. Сочетание высокого (3 Ом) выходного сопротивления усилителя с высокой добротностью акустической системы иногда может привести к нежелательному подъему на низких частотах, попросту говоря, к гудению. В подобных случаях обвинение чаще всего падает на усилитель, хотя нам кажется, что акустическая система виновата не меньше. Точнее, это проблема взаимного согласования усилителя и акустической системы. Существует не­сколько способов ее решения. Наиболее простой - введение неглубокой обрат­ной связи, уменьшающей выходное с­противление усилителя до приемлемого уровня. Как же так, скажете вы, ведь мы только что отказались от обратной связи по идейным соображениям. Что ж, в данном случае мы предлагаем пойти на компромисс, учитывая, что в большинстве случаев достаточно глубины ООС в 2-3 дБ. Но для убежденных противни­ков ООС приведем и более радикальное решение - самостоятельно изготовить акустическую систему с пониженной добротностью специально для эксплуатации с усилителями без обратной связи. Если такая перспектива вас не пугает, мы, со своей стороны, готовы опубликовать один из возможных вариантов конструкции подобной системы на страницах журнала.

Литература
1. Лихницкий А. Мощность. Часть 1. "АудноМагазин".N" 2 (7) 96.
2. Frankland S. Single-Ended Vs Push-Pull. Part 1. «Stereophile» 12/1996.
3. Цыкин Г. Усилители электрических сигналив. 1963,
4. Трошкин Н. Триод из подручных материалов. «Клacc А», октябрь 1997.
5. Цыкин Г. Трансформаторы низкой частоты. 1955.

Спецификация
Усилитель
R1 - МЛТ 0,5 470 кОм
С1 - 47 мкФ, 450 В
R2, R3 - МЛТ 0,5 1,5 кОм
С3 - 1000 мкФ, 6ЗВ
R4 - МЛТ 1 20кОм
С2 - 0,15 мкФ, 250В
R5 - МЛТ 0,5 220кОм
С4 - 300 пФ (К78)
R6, R10 - МЛТ 0,5 1,0кОм
R7, R11 - МЛТ 1 100 Ом
R8, R12 - МЛТ 0.5 22 Ом
R9 - ПЭВ 10 240 Ом
R13* - МЛТ 0,5 30-120* кОм
V1, V2 - 6Н9С
V3, V4 - 6ПЗС
С2 (К72 П6, К72 П9)
С1, СЗ (К50-27, К50-37, К50-42, Rubicоn, Nichicоn, Jamicon)

БЛОК питания
VI - 5ЦЗС
L1, L2 - 2,5Гн х 0.14 А
С1, С2, СЗ - 220 мкФ, 450 В
С4 - 47 мкФ, 100 В
R1 - МЛТ 1 300кОм
R2 - МЛТ 1 - 43кОм
C1, C2, СЗ (K50-27, К50-37, К50-42, Rubicon, Nichicon, Jamcon)

Я строил с выходными каскадами на лучевых тетродах и пентодах. Почему-то выходные триоды в мои конструкции не попадали. Возможно, сыграло свою роль расхожее мнение о том, что триодный звук хорош только для классики, вокала и джаза (в основном рок слушаю), а, может, потому, что имею больший выбор именно тетродов и пентодов. В общем, как бы то ни было, решил восполнить этот пробел и попробовать триод. За именитые и довольно дорогие 300В, 2А3, 2С4С и т.д. хвататься без опыта смысла не было, поэтому свой выбор остановил на косвеннонакальных мощных стабилизаторных триодах 6Н13С (6Н5С их полный аналог). Для однотактного усилителя они не годятся из-за «врожденной кривизны», а вот для двухтактного подойдут. В качестве исходной была выбрана схема Уйм де Джегера, которая представляет из себя классический «Вильямсон». Ознакомиться со всеми ее преимуществами и недостатками можно , здесь только приведу оригинальную схему.

С Уйм де Джегером я сразу не согласился в вопросе смещения выходных ламп. При выбранном токе покоя каждого триода 70 мА четыре резистора автоматического смещения превращаются в адскую печку, поэтому смещение ламп выходного каскада было решено переделать в фиксированное. Кроме того, такой подход еще и улучшает звучание усилителя. Других разногласий с автором схемы не возникло, так что в остальном она осталась без изменений. В качестве входной лампы изначально планировалась 6Н2П, во второй каскад 6Н1П, а место в выходном каскаде, как я уже говорил, застолбила 6Н13С. Схему перерисовал на свой лад и предлагаю вашему вниманию.

Что же, теперь самое время подумать о питании. В своей слегка видоизмененной схеме усилителя мне пришлось разделить анодное питание первых двух каскадов и выходного, поскольку 6Н13С - относительно низковольтная лампа. Поэтому в блоке питания мне понадобятся два анодных выпрямителя - на 180 В для выходного каскада и на 270 В для первых двух. Также будут нужны два «подземных» источника: на -50 В для каскадов раскачки и -100 В для смещения ламп выходного каскада. Дабы продлить срок службы ламп, который далеко не бесконечен, не помешает соорудить несложный софтстарт с задержкой и плавной подачей анодного напряжения. Исходя из этих соображений, появилась страшная на первый взгляд схема блока питания.

После первого шока и более внимательного рассмотрения видим, что страшного ничего и нет. Три конденсатора в цепи первичной обмотки силового трансформатора Т1 образуют простейший фильтр сетевых помех, резистор R1 - разрядный. Обмотка 4-5 трансформатора - анодная для питания выходных триодов. Быстрые диоды в выпрямителях применены для уменьшения коммутационных помех. Выпрямленное напряжение сглаживается емкостным и электронным фильтрами, причем электронный фильтр имеет по отдельному активному элементу (транзистору) для каждого канала, что сделано для развязки стереоканалов по питанию. По аналогичной схеме собран источник анодного напряжения +270 В для первых двух каскадов. Электронные фильтры включаются электромагнитным реле К1 примерно через 45с после включения усилителя в сеть. То есть, сначала накалы ламп прогреваются без анодного напряжения, а потом это напряжение плавно нарастает в течение примерно 1 минуты.

Резисторы R10 и R17 разряжают конденсаторы фильтров после выключения усилителя. От обмоток 8-9 и 10-11 силового трансформатора питаются два «подземных» выпрямителя, включенных последовательно. Они дают два отрицательных напряжения: -50В для каскадов раскачки и -100В для смещения ламп выходного каскада. Накальных обмоток у «силовика» две - по одной на каждый канал. Резисторы R2...R5 образуют среднюю точку, на которую подан положительный потенциал с делителя R6R7. Это сделано для того, чтобы избавиться от фона с частотой 50 Гц, который неизбежно возник бы.

Все постоянные резисторы собственно в усилителе - МЛТ указанной на схеме мощности. Было бы лучше подобрать углеродистые УЛМ или ВС, но, как говорится, имеем то, что имеем. Токоизмерительные R19 и R20 с допуском 1%. Регулятор громкости R1 желательно установить качественный, от него много зависит. У меня пока стоит китайский TOMY, полет нормальный. Электролитическим конденсаторам будет жарко, так что пришлось раскошелиться на 105-градусные. Требования к межкаскадным конденсаторам всем давно известны, я применил МКР Х2, которые при низкой цене показали себя с наилучшей стороны. С1, С8 и С9 - пленка. Выходными трансформаторами пока побудут накальные ТН33, если удастся найти человеческие - заменю. В блоке питания та же картина - резисторы МЛТ и 105-градусные электролиты. Причем емкости фильтров шунтированы пленкой, а емкости на выходах электронных фильтров - бумагой в масле. Собранный на скорую руку макет одного канала внушил некоторые надежды на успех моего предприятия.

Корпус у меня, как всегда, начинается с чего попало. На этот раз мне попался кусок дюрали подходящих размеров, но в нем были прорезаны два прямоугольных отверстия, с которыми пришлось изрядно помучиться, так как они были ну никак не к месту. Очень долго вертел этот кусок и так, и этак, пока не удалось все-таки более-менее приемлемо «скомпоновать дизайн». После разметки, сверления и прорезания необходимых отверстий - основательно прошелся по листу крупной шкуркой с керосином, и вот что вышло.

Следующий шаг - крепление ламповых панелек и миллиамперметра, который предварительно разобрал и вклеил в него два желтых светодиода для подсветки шкалы.

Монтаж схемы усилителя у меня выполнен навесным способом, на лепестках ламповых панелек и общей шине, которая смонтирована над этими панельками. Подстроечные резисторы для регулировки смещения вынесены на дальнюю часть этой панели-шасси и позволяют при необходимости оперативно подстраивать ток покоя выходных триодов.

Теперь пришло время изготовления собственно корпуса. И сделать его решил из буковых разделочных досок, разделав их на заготовки нужного размера. Задняя стенка сделана из текстолита толщиной 6 мм и оклеена самоклейкой под бук. На ней размещены входные коннекторы и гнездо для сетевого кабеля, совмещенное с отсеком для предохранителя. В лицевой панели я просверлил крепежные отверстия под саморезы, а также отверстия для регулятора громкости и тумблеров - сетевого и отключаемой ООС. Деревянные детали задул глянцевым прозрачным лаком из баллончика.

Когда они высохли, при помощи жестяных скоб прикрепил к бортам бумажно-масляные конденсаторы. Установил регулятор громкости, также снабдив его желтым светодиодом и украсив двумя дисками из серой и черной пластмассы. Собрал все в кучу и увидел, что промахнулся с высотой бортов. Пришлось снизу прикрутить к ним по деревянной линейке,чтобы увеличить их высоту. Результат:

Наконец, обе части корпуса скручены друг с другом саморезами. Дальнейшая сборка теперь будет в полноценном корпусе.

Коробочка с четырьмя отверстиями за конденсатором и есть блок с подстроечными резисторами для регулировки смещения. Валы резисторов слегка утоплены в поверхность блока, чтобы случайное касание не нарушило регулировку. Далее устанавливаю выходные клеммы, выходные трансформаторы и соединяю по схеме. Подключаю сетевой тумблер, миллиамперметр с переключателем. Ну, и так далее.

Теперь блок питания . Собрал его на печатной плате и закрепил ее в подвале под одним из выходных трансформаторов, а силовой тор - под другим. Провода обрезаю до необходимой длины, чтобы не было петель, и стягиваю хомутами-стяжками.

Первое включение! Искр и дыма нет, лампы прогреваются, анодное напряжение нарастает... елки-иголки! Вместо 270 В анодного вижу 340, а вместо 180 В - 210! Промашка досадная! Измеряю режимы ламп - в первых двух каскадах рассеиваемые мощности на анодах не выходят за пределы максимально допустимых, в выходных каскадах превышение на 1 Вт. Что ж, увеличение напряжения питания делает драйвер линейнее, это даже лучше. А токи выходных ламп немного уменьшу, хотя это делать и не обязательно. Теперь можно переходить к измерениям параметров усилителя. Интересно, что за зверь получился.

Должен сказать справедливости ради, что первые тесты не очень порадовали. Некоторое время я игрался с лампами первого и второго каскадов и остановился, наконец, на такой «конфигурации». В первом каскаде стала пара удачно купленных 6Н2П-В со штампами «ВП». А вот во втором каскаде неожиданно прописались найденные в закромах явно бывшие в употреблении новосибирские 6Н1П-Е 60-х годов. Что интересно, их электродная система абсолютно непохожа на таковую у обычных 6Н1П, она больше смахивает на 6Н3П. Так вот: звучат эти лампы просто великолепно! Даю картинку: слева 6Н1П-Е, справа - обычная 6Н1П.

Возвращаюсь теперь к теме измерений. Проводил я их в двух режимах - с разомкнутой ООС и с замкнутой при одинаковой выходной мощности - 10 Вт. В первом случае чувствительность была 0,2 В, во втором 0,45 В. Результаты тестов в табличке:

Снятые АЧХ для режимов с разомкнутой ООС и замкнутой соответственно:

Да, это, конечно, не фонтан, но давайте на минуточку вспомним, какие в усилителе выходные трансформаторы. Правильно, ТН33. Можно ли от них ожидать чудес? Нет, конечно. Но даже при всем при этом звучанием своего первого триодного (именно триодного, а не псевдотриодного, где тетроды и пентоды включаются по триодной схеме) усилителя я очень доволен. Чувствуется мощь, свобода, раскованность в звуке, отличный бас, чистейшие верха. Точность и сфокусированность, отсюда и название усилителя - Фокус . Никакого намека на вялость и сухость, как характеризуют триодный звук матерые представители «пентодной палаты». При замыкании ООС звучание становится несколько зажатым, как бы скомпрессированным. Мне больше по душе безООСный звук, несмотря на его худшие параметры. Это как раз тот случай, когда чаша весов склоняется в пользу субъективного восприятия, а не результатов измерений.

Осталось закрыть усилитель снизу крышкой с отверстиями для вентиляции, прикрутить ножки, одеть выходные трансформаторы в нержавеющие крУжки и заклеить декоративными накладками крепежные отверстия на лицевой панели, что и было сделано. Вот теперь, наконец, готово!

Это окончательный вид лампового усилителя, который решил назвать «Фокус». Автор проекта - Gamzan.

Ламповые усилители с однотактным выходным каскадом пользуются заслуженным признанием у любителей высококачественного звуковоспроизведения. Однако у желающих самостоятельно собрать такое устройство возникают трудности. Обычно используемые западными фирмами выходные триоды малодоступны. Попытки использовать отечественные триоды 6С41С и 6С19П не дали удовлетворительного результата. Желаемое звучание получить не удалось в основном из-за большого коэффициента гармоник указанных ламп в однотактном включении. Как показывает практика, вместо триодов с успехом могут применяться некоторые лучевые тетроды в триодном включении. В описываемом стереофоническом УМЗЧ в выходном каскаде автор применил лампы ГМИ-6, но допустимо использовать более распространенные ГУ-29. У этих ламп совпадает цоколевка. Звучание с лампами ГУ-29, возможно, кому-то даже больше понравится. Основные параметры УМЗЧ на нагрузке с номинальным сопротивлением 8 Ом для сигнала частотой 1000 Гц приведены ниже (в скобках - параметры для ГУ-29). Использованы измеритель искажений ИНИ С6-7, самодельный звуковой генератор с Кг менее 0,06 % и осциллограф С1-91.

Технические характеристики: максимальная выходная мощность - 10(10,8) Вт, номинальная выходная мощность - 4,5 Вт, коэффициент гармоник при номинальной мощности 1,7 (2,2) %, полоса частот при номинальной мощности (по уровню -1 дБ) - 23...46000 Гц, отношение сигнал/фон (невзвешенное) - 72 дБ, скорость нарастания выходного напряжения (Рвых = 4,5 Вт) - 2,5 В/мкс, выходное сопротивление - 2,7 (1,8) Ом, номинальное входное напряжение - 0,5 В.

Мощности усилителя вполне достаточно для озвучивания жилой комнаты, а качество звучания способно удовлетворить взыскательных слушателей. У автора этот УМЗЧ используется с самодельными трехполосными громкоговорителями (чувствительность - около 91 дБ/Вт/м), в которых установлены головки TONSIL GDN25/40, 5ГДШ-3-8 и две изодинамические головки 10ГИ-1.

Схема одного канала УМЗЧ изображена на рис. 1. Можно отметить следующие особенности усилителя: отсутствие общей петли ООС; в предоконечном каскаде применен катодный повторитель, позволяющий лампе выходного каскада работать с током сетки (класс А2) .

Рис.1. Принципиальная схема лампового усилителя

Мощная лампа ГМИ-6 или ГУ-29 при триодном включении двух параллельно соединяемых тетродов имеет сравнительно высокое внутреннее сопротивление, в выбранной рабочей точке выходной характеристики для ГМИ-6 оно примерно 720 Ом и для ГУ-29 - 460 Ом. В этом случае коэффициент использования анодного напряжения (в режиме А1 - без сеточного тока) при допустимом напряжении питания 240 В для ГМИ-6 (225 В для ГУ-29) составляет всего 0,5...0,55 и выходная мощность не превышает 5...6 Вт. Увеличить этот коэффициент повышением напряжения питания нельзя, так как оно ограничено мощностью рассеяния на экранных сетках, соединенных в триодном включении с анодом. Кроме того, повышение напряжения питания приводит к необходимости увеличения сопротивления анодной нагрузки, что усложняет конструкцию выходного трансформатора. Работа выходного каскада с сеточным током позволяет решить эту проблему и увеличить выходную мощность почти в два раза. Лучший предоконечный каскад для данного случая - трансформаторный. Но межкаскадный трансформатор высокого качества не уступает по сложности выходному, поэтому в предоконечном каскаде было решено применить катодный повторитель с непосредственной связью . График зависимости коэффициента гармонических искажений (Кг) от выходной мощности показан на рис. 2.

Рис.2. График зависимости коэффициента гармонических искажений от выходной мощности

Вторые половины ламп VL1 и VL2 использованы во втором канале УМЗЧ.

Детали и конструкция. УМЗЧ собран на плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм размерами 120x160 мм. Чертеж печатных проводников не приводится, поскольку плата практически макетная. В местах установки деталей вырезаны контактные площадки, которые соединяют между собой проводом МГТФ-0,2. Ширина зазоров между площадками должна быть не менее 1,5 мм. Все лампы установлены в керамические панели. В плате под мощными лампами прорезаны отверстия диаметром 17 мм для лучшей вентиляции. Резистор R3, защищающий входной каскад от самовозбуждения, припаян непосредственно к выводу управляющей сетки VL1 на ее панели.

Подстроечный резистор R7 - СПб-1В, но подойдет и СП5-28 из блока сведения лампового цветного телевизора. Постоянные резисторы - МЛТ. Разделительный (С2) и блокировочный (С5) конденсаторы - К71-4, оксидный С1 - фирмы Rubicon или Jamicon. Остальные конденсаторы (блокировочные) могут быть серии К73-16. Выходные разъемы - подходящие винтовые зажимы, например, от старых измерительных приборов. Входные разъемы - байонетные BNC. Они обеспечивают более стабильный контакт, чем обычно используемые "тюльпаны".

Рис.3. Принципиальная схема блока питания усилителя

Диодный мост выпрямителя, питающего выходные каскады, составлен из диодов КД213А. Они включены по два последовательно в плечо. Для уравнивания обратных напряжений диоды шунтированы резисторами МЛТ-0,5 1 МОм. Дроссели L1 и L2 - Др-0 4-0,34 и Др-5-0,08 от блока питания лампового цветного телевизора. В качестве дросселей L3 и L4 использованы выходные трансформаторы ТВЗ-1 -9 (первичные обмотки). Их следует монтировать подальше от платы усилителя и выходных трансформаторов. Конденсаторы С11, С12 - К50-18; их емкость допустимо снизить до 1000 мкФ.

О налаживании усилителя. Сначала убедившись в правильности монтажа включают УМЗЧ без выходных ламп и с отключенными контактами реле К1 конденсаторами С11, С12. Резистором R6 усилителя устанавливают напряжение смещения выходных ламп равным -15 В. Затем, предварительно выключив питание, подключают конденсаторы и лампы. В блоке питания движок подстроечного резистора R2 устанавливают в среднее положение. Включают блок питания и дают лампам прогреться 5...7 мин. Медленно уменьшая напряжение смещения, ток выходных ламп выставляют равным 0,115 А для ГМИ 6 (0 175 А для ГУ-29). Напряжение на анодах должно быть 238 (225) В. При необходимости его корректируют подстройкой резистора R2. Время задержки подачи анодного напряжения (около 40 с) при заметном отклонении корректируют подбором резистора R9. В случае применения другого реле, возможно, потребуется изменить число витков соответствующей обмотки трансформатора Т1. В связи с тем, что в описываемом УМЗЧ применены высоковольтные конденсаторы, накапливающие энергию 150 Дж каждый, важно соблюдать повышенную аккуратность. Ни в коем случае не замыкайте выводы заряженных конденсаторов; разряжайте их через проволочный резистор сопротивлением 200...300 Ом.

Формовку оксидных конденсаторов целесообразно проводить до монтажа, оставляя их под напряжением не более половины рабочего на 12...15 ч.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ризкин А. А. Основы теории усилительных схем. - М.: Советское радио, 1954.

2. Цыкин Г. С. Электронные усилители. - М.: Гос. издательство литературы по вопросам связи и радио, 1960.

А. Кравченко, станица Брюховецкая Краснодарского края

Журнал "Радио" 2008, № 11

Однотактный усилитель на триоде 6С19П

Как-то мы подумали, а что, если применить для построения усилителя лампы самой простой конструкции - триоды? Даст ли отсутствие лишних сеток какой-либо выигрыш в звуке? Найти триоды, мощность которых была бы достаточной для использования в выходном каскаде, нам не удалось, но однажды подвернулись лампы 6С19П - самые настоящие триоды, да ещё и довольно мощные. Правда, изначальное их предназначение далеко от звука (стабилизаторы напряжения), но решили взять, для тестирования на предмет пригодности в нашем с вами деле.

Оказалось, что данные триоды вполне себе звучат, и звучат хорошо! Звук их описывают, как ничем не окрашенный, чистый и прозрачный.

К сожалению, до построения рабочей конструкции дело так и не дошло, потому что эти лампы требуют могучих трансформаторов. Но всё это решаемо.

А пока предлагаем ознакомиться с конструкцией, описанной В. Пузановым. Ознакомиться можно по адресу:

Мощность усилителя составляет 2,5Вт. Лампа 6С19П имеет достаточно линейную для применения в аудио характеристику, а мощность рассеивания анода - аж целых 11 Вт. Анодное напряжение невелико, поэтому не требуются сильно высоковольтные конденсаторы в питании. Лампа имеет низкое внутреннее сопротивление.


Схема усилителя имеет два варианта. Точнее, два варианта каскада предварительного усиления. Первый выполнен на триоде 6С4П с Ку=35 с высокой крутизной, малыми шумами и малым внутренним сопротивлением. Микрофонного эффекта у этой лампы не наблюдается.

Второй вариант выполнен на пентоде. Да, это уже не триод, и усилитель уже перестаёт быть полностью триодным. Но это позволяет отказаться от электролитического конденсатора в катоде. Драйвер имеет Ку=40-45. Усиление можно сделать ещё больше, увеличив сопротивление анодного резистора (не более 100 кОм) и пересчитав режимы.

Максимальная мощность выходного каскада получится при условии Ra=2Ri, где Ra - приведённое сопротивление первички выходного трансформатора, а Ri - внутреннее сопротивление лампы. Однако, и нелинейные искажения также будут велики. Поэтому разумно выбирать Ra=3...5Ri, чтобы получить компромисс между мощностью и качеством. В данной схеме выбран трансформатор с приведённым сопротивлением 2,4 кОм.

Величина фильтрующего конденсатора в питании - расчётная. Да, она достаточно велика, и при повторении конструкции, вероятно, придётся её уменьшить. Следует помнить, что чем выше это значение, тем более ёмкими будут "низы" при воспроизведении, если, конечно, акустика способна их воспроизводить.

На входе автор применил достаточно низкоомный переменный резистор, сопротивление которого является подходящим к выходному сопротивления имеющегося у него источника звука. Возможно, при повторении потребуется "поиграть" с этим номиналом и добавить страховочный резистор со среднего контакта на землю.