» »

Графические редакторы векторной графики. Правильный вектор: бесплатные инструменты для создания векторной графики. Редакторы векторной графики

13.06.2020

Введение

Какими бывают редакторы? "Текстовыми, видео, графическими", - наверняка ответят девять человек из десяти. И, конечно, ответ на этот вопрос знают все, кто знаком с компьютером. Но если копнуть чуть поглубже... "Какие виды графических редакторов существуют?" - при этом вопросе очень многие впадают в ступор и выясняется, что они никогда даже не думали об этом. А между тем программы, относящиеся к разделу "Графические редакторы", делятся на две группы. Сегодня мы и рассмотрим, на какие именно.

Растровые редакторы

Самый распространенный растровый графический редактор, имеющийся у каждого в компьютере в списке "Стандартные программы" - это, конечно же, Paint. Вряд ли вы не пользовались этой программой, создавая рисунок или редактируя какое-нибудь фото. Почему он называется растровым? Такую классификацию имеет программное обеспечение, занимающееся созданием и обработкой растровых изображений. Это рисунки, которые на экране компьютера отображаются в виде сетки цветных точек или пикселей. При увеличении их можно увидеть (фото). А с помощью таких редакторов их можно создавать и изменять. Работать с этими программами проще всего.

Векторные графические редакторы

Данные редакторы часто считают противоположными растровым. Но на самом деле возможности этих программ нередко дополняют друг друга. Графические редакторы, называемые векторными, используют, создавая типографику, разметку страниц, мультипликационные иллюстрации, логотипы и диаграммы, а также блок-схемы. Изображения, созданные с помощью векторных графических редакторов, даже при их увеличении выглядят так:

Бесплатные графические редакторы

Понятно, что для создания действительно качественного рисунка нужен не только Paint, но и другие, более современные и усовершенствованные графические редакторы. При этом 99,9 процентов людей хотят, чтобы установка и использование этих редакторов были полностью бесплатными. Разумеется, платные графические редакторы имеют больше возможностей, но все-таки на них надо потратиться. Так что подавляющее большинство пользователей будет все же искать бесплатные программы. Ниже приведены примеры наиболее популярных бесплатных растровых и векторных графических редакторов.

Бесплатный векторный - Inkscape

Программа была создана в 2005 году несколькими людьми, решившими организовать новый проект, который они назвали Inkscape. Она получила одобрение пользователей и почти сразу же вступила в Google Summer of Code. Сегодня является самым популярным векторным графическим редактором в Интернете.

Бесплатный растровый - Adobe Photoshop

Программа Adobe Photoshop или, как ее окрестили в народе, "Фотошоп", появилась гораздо раньше Inkscape. Первая версия была создана в 1988 году студентами Мичиганского института Томасом и Джоном Ноллами. Выход последней ее версии состоялся 7 мая 2012 года. Эта программа является самой популярной среди бесплатных растровых редакторов.

Заключение

Выше были описаны родоначальницы графических редакторов, и они на сегодняшний день являются бесплатными. Но это отнюдь не все программы, относящиеся к группе "графические редакторы". На сегодняшний день их создано более десятка. И, возможно, через пару лет их количество пополнится.

Такие программы называют векторными редакторами.

Мы рассмотрим три бесплатных векторных редактора:

Inkscape

Данный редактор самый мощный из бесплатных, на данный момент. Это основной конкурент платных решений, таких как CorelDRAW Graphics Suite и Adobe Illustrator.

Inkscape характеризуют масса инструментов, большое количество поддерживаемых и импортируемых форматов, хорошая работа с цветами, русский интерфейс. На мой взгляд идеальный редактор векторной графики для дома.

Для обычного пользователя разницы между Inkscape и платными программами, как мне кажется, нет.

Serif DrawPlus Starter Edition

Разработчик данного продукта фирма Serif, также предлагает платные продукты для векторной графики, веб-дизайна и др.

Зарегистрировавшись у них на сайте Вы сможете получить в безвозмездное и бессрочное пользование программы, с «приставкой» Starter Edition бесплатно, но с функциональными ограничениями. Например, без инструментов по добавлению/удалению страниц в документе или работе с 3D графикой (на рисунке видно, что некоторые инструменты выделены розовым цветом, это инструменты, которые доступны только в платной версии).

В целом, Serif DrawPlus Starter Edition является так же достаточно мощным приложением, позволяющим создать интересный рисунок. Редактор сохраняет файлы в собственном формате, возможен экспорт в графические форматы png, jpg, TIFF, в pdf экспорт возможен только в платной версии. Интерфейс программы на английском языке.

Aviary Raven

Изменения. На момент написания статьи этот сервис был весьма не плох, к сожалению в 2013 году он прекратил свое существование, по крайней мере как онлайн векторный редактор.

Данный редактор не требует установки на Ваш компьютер, т. к. является он-лайновым.

В отличие от предыдущих редакторов, рассмотренных в этой статье, Aviary Raven обладает значительно меньшим функционалом, но вполне может пригодиться для создания простенького рисунка. Поддерживает экспорт в нескольких форматах, в том числе в pdf, png. Интерфейс программы на английском языке.

Скачать бесплатные векторные редакторы

Растровые редакторы (такие как Photoshop и GIMP) используют матрицы точек (bitmap) для создания изображений.
Современные графические редакторы изображений используются как программы для рисования с нуля, и как программы для редактирования фотографий. Растровые редакторы позволяют редактировать фотографии и изображения на экране компьютера, а также экспортировать графику в различные форматы, такие, например, как PNG или JPG.
GIMP - свободный графический редактор , который поддерживает больше тридцати форматов изображений, умеет работать со слоями, масками, фильтрами и режимами смешивания. В арсенале программы есть огромный спектр инструментов для цветокоррекции и обработки любых фотографий и изображений. Благодаря удобному интерфейсу и приятным особенностям, научиться работать в Гимпе очень легко.


Возможности растровых графических редакторов

GIMP прекрасно работает с графическими планшетами и другими устройствами ввода.

Динамика кистей. Любой кисти можно задать степень дрожания, кисти могут реагировать на степень надавливания, скорость движения и изменять свой цвет, размер, жесткость и непрозрачность в произвольном порядке.

Собственный формат файлов XCF поддерживает совершенно все возможности графического редактора. Может сохранять в себе текст, каналы, контуры, и сами слои изображения.

Удобная работа с буфером обмена. Содержимое буфера обмена сразу можно превратить либо в новое изображение, либо можно использовать как кисть или текстуру для заливки.

GIMP может перетаскивать практически все, что вы видите на экране. Вы можете даже перетащить цвет с панели инструментов на изображение и в результате все изображение или выделенная его часть будут заполнены выбранным цветом.

GIMP умеет архивировать изображения «на лету» . Нужно только добавить к имени файла gz или bz2 , и изображение будет сжато. В дальнейшем, сможет открыть такое изображение как обычное.

Поддержка кистей в формате Фотошопа дает огромные возможности рисования дизайнерам и художникам.

Редактирование выделения. После создания прямоугольного или эллиптического выделения его размеры и параметры можно отредактировать. Можно изменить размеры выделенной области или, например, закруглить края выделения.

Передвижение холста. В холсте изображение можно передвигать за пределы окна, что помогает рисованию по краям изображений. Изображение можно передвигать, пока в каком-либо углу холста не окажется центра изображения. Это очень помогает при рисовании по краям рисунка.

Интуитивный инструмент свободного выделения . Одним инструментом можно создавать как многоугольное выделение, так и выделение «от руки». Все точки соединения выделения можно редактировать перед применением выделения.

Параметр «Ослабить» . Возможно не полная отмена предыдущего действия, а его частичное ослабление за счет изменения режима смешивания и непрозрачности.

Инструмент выравнивания. Слои можно выровнять по определенным параметрам, которые нужны именно вам. Правилом выравнивания может быть направляющая, активный слой или контур выделения.

Выделение переднего плана. Очень быстрый и удобный инструмент, который сопоставляет цвета, которые есть на переднем плане, а потом создает выделение только переднего плана. В любой момент границы переднего плана можно переопределить кистью.

Локализация. GIMP переведен на множество языков. Он самостоятельно определит язык операционной системы при установке, и сразу же начнет общаться с вами на вашем родном языке.

Обрабатывать фотографии - одно удовольствие. Создано множество плагинов для стилизации и улучшения качества фотографий. В GIMP собрано большое количество интуитивных инструментов для удобной работы с цветом и композицией фотографий.

Карта изображения. В GIMP стандартной сборки добавлен плагин, который может создавать HTM-разметку и саму карту изображения (image map).

Интеллектуальное обесцвечивание. При обесцвечивании изображения можно выбрать один из предложенных вариантов обесцвечивания.

Поддержка формата файлов PSD обеспечивает хорошую интеграцию с программами, которые не поддерживают формат файлов GIMP.

Инструмент «Контуры». Инструмент служит для создания псевдовекторных кривых. Реализован, пожалуй, гораздо удобней чем в большинстве платных векторных редакторов.

При кадрировании изображения сразу можно выбрать правила , которые помогут хорошо кадрировать изображение. Например, «Правило третьей», «Золоте сечение», «Линии по центру».

Простое создание собственных плагинов. Любой программист может создать расширение на одном из трех распространенных языков программирования, который сможет расширить возможности редактора. Поэтому таких плагинов создано большое количество.

Реальный размер слоя. При активации одного из слоев, можно увидеть его края, если он даже находится за пределами рабочего холста. Опционально эту функцию можно отключить.

Изменяемые комбинации клавиш. В GIMP можно переназначить большинство горячих клавиш. При включенной функции динамического изменения, горячие клавиши можно поменять просто наведя курсор на пункт меню и нажав нужное сочетание клавиш.

Векторные

Векторные графические редакторы используются для создания и редактирования рисунков, в которых существуют четкие контуры (эмблемы, иллюстрации к книге, визитки и плакаты, этикетки, схемы, графики и чертежи). Так как векторные рисунки состоят из отдельных графических объектов, то они легко редактируются (каждый из объектов может быть перемещен, удален, увеличен или уменьшен и т. д.).

Форматы векторных графических файлов.
Широко распространенным форматом векторных графических файлов является формат WMF , который используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery. Некоторые программы обработки изображений используют оригинальные форматы, которые распознаются только самой создающей программой (например, векторный редактор OpenOffice Draw сохраняет файлы в собственном формате SXD , а система компьютерного черчения Компас - в формате FRM ).

Возможности векторных графических редакторов

Векторные графические редакторы позволяют рисовать не только плоские, но и объемные объекты: куб, шар, цилиндр и другие. При рисовании трехмерных тел можно устанавливать различные режимы освещенности объекта, материал, из которого он изготовлен, качество поверхности и другие параметры.

Векторными графическими редакторами являются системы компьютерного черчения . При классическом черчении с помощью карандаша, линейки и циркуля производится построение элементов чертежа (отрезков, окружностей и прямоугольников) с точностью, которую предоставляют чертежные инструменты. Использование систем компьютерного черчения позволяет создавать чертежи с гораздо большей точностью. Кроме того, системы компьютерного черчения позволяют измерять расстояния, углы, периметры и площади начерченных объектов (рис. 1).


Рис. 1. Система компьютерного черчения Компас

Векторными графическими редакторами являются также системы автоматизированного проектирования , которые используются на производстве, так как обеспечивают возможность реализации сквозной технологии проектирования и изготовления деталей. На основе компьютерных чертежей генерируются управляющие программы для станков с числовым программным управлением, в результате по компьютерным чертежам могут изготавливаться высокоточные детали из металла, пластмассы, дерева и других материалов.

Понятие векторных изображений подавляющему числу рядовых пользователей ПК не говорит ровным счетом ничего. Дизайнеры же, в свою очередь, все больше склоняются к использованию именно такого типа графики для своих проектов.

Раньше, чтобы работать с SVG-картинками, вам обязательно пришлось бы установить на свой компьютер одно из специализированных десктопных решений вроде Adobe Illustrator или Inkscape . Теперь же подобные инструменты доступны онлайн, без необходимости скачивания.

Выполнив соответствующий запрос в Google, вы сможете ознакомиться с огромным количеством всевозможных векторных онлайн-редакторов. Но подавляющее большинство таких решений предлагают довольно скудные возможности и чаще всего не позволяют работать с серьезными проектами. Мы же рассмотрим лучшие сервисы для создания и редактирования SVG-изображений прямо в браузере.

Конечно, онлайн-инструменты не могут полностью заменить соответствующие десктопные приложения, однако большинству пользователей предлагаемого набора функций будет более чем достаточно.

Способ 1: Vectr

Продуманный векторный редактор от создателей знакомого многим сервиса Pixlr. Этот инструмент будет полезен как новичкам, так и опытным пользователям в работе с SVG.

Несмотря на обилие функций, потеряться в интерфейсе Vectr будет достаточно сложно. Для начинающих предусмотрены подробные уроки и объемные инструкции по каждой из составляющих сервиса. Среди инструментов редактора имеется все для создания SVG-картинки: фигуры, иконки, рамки, тени, кисти, поддержка работы со слоями и т.п. Нарисовать изображение можно с нуля либо же загрузить собственное.

К возможностям экспорта относится также одна из наиболее отличительных возможностей Vectr — поддержка прямых ссылок на SVG-проект в редакторе. Многие ресурсы не позволяют загружать векторные картинки к себе напрямую, но тем не менее разрешают их удаленное отображение. В этом случае Вектр можно использовать как самый настоящий хостинг SVG, чего другие сервисы делать не позволяют.

Следует отметить, что редактор не всегда корректно обрабатывает сложную графику. По этой причине некоторые проекты могут открываться в Vectr с ошибками или визуальными артефактами.

Способ 2: Sketchpad

Простой и удобный веб-редактор для создания SVG-изображений, основанный на платформе HTML5. Учитывая набор доступных инструментов, можно утверждать, что сервис предназначен исключительно для рисования. С помощью Sketchpad вы можете создавать красивые, тщательно проработанные картинки, но не более.

Инструмент располагает широким ассортиментом настраиваемых кистей различных форм и типов, набор фигур, шрифтов и стикеров для наложения. Редактор позволяет полноценно манипулировать слоями — контролировать их размещение и режимы смешивания. Ну и в качестве бонуса, приложение полностью переведено на русский язык, так что никаких сложностей с его освоением у вас возникнуть не должно.


Способ 3: Method Draw

Это веб-приложение предназначено для базовых операций с векторными файлами. Внешне инструмент напоминает десктопный Adobe Illustrator, но по части функционала здесь все значительно проще. Впрочем, есть в Method Draw и некоторые особенности.

Помимо работы с SVG-изображениями, редактор позволяет импортировать растровые картинки и создавать на их основе векторные. Делать это можно на основе ручной трассировки контуров при помощи пера. Приложение содержит все необходимые инструменты для компоновки векторных рисунков. Имеется расширенная библиотека фигур, полноцветная палитра и поддержка клавиатурных сокращений.


Method Draw однозначно не подойдет для создания серьезных векторных проектов — причиной тому нехватка соответствующих функций. Но благодаря отсутствию лишних элементов и грамотно организованному рабочему пространству, сервис может отлично служить для быстрого редактирования или точечной доработки простых SVG-картинок.

Способ 4: Gravit Designer

Бесплатный веб-редактор векторной графики для продвинутых пользователей. Многие дизайнеры ставят Gravit в один ряд с полноценными настольными решениями, как тот же Adobe Illustrator. Дело в том, что этот инструмент является кроссплатформенным, то есть в полном объеме доступен на всех компьютерных ОС, а также в качестве веб-приложения.

Gravit Designer находится в стадии активной разработки и регулярно получает новые функции, которых уже и так хватает для компоновки сложных проектов.

Редактор предлагает вам всевозможные инструменты для рисования контуров, фигур, путей, наложения текста, заливок, а также различных настраиваемых эффектов. Имеется обширная библиотека фигур, тематических картинок и значков. Каждый элемент в пространстве Gravit имеет перечень свойств, доступных для изменения.

Все это разнообразие «упаковано» в стильный и интуитивно понятный интерфейс, так, что любой инструмент доступен буквально в пару кликов.


Учитывая то, что сервис предназначен для полноценной работы с векторной графикой, его смело можно рекомендовать даже профессиональным дизайнерам. С помощью Gravit вы можете редактировать SVG-рисунки вне зависимости от платформы, на которой это делаете. Пока что данное утверждение применимо лишь для настольных ОС, но вскоре этот редактор появится и на мобильных устройствах.

Способ 5: Janvas

Популярный среди веб-разработчиков инструмент для создания векторной графики. Сервис содержит ряд инструментов для рисования с детально настраиваемыми свойствами. Главная особенность Janvas — возможность создания интерактивных SVG-картинок, анимированных с помощью CSS. А в связке с JavaScript сервис и вовсе позволяет строить целые веб-приложения.

В умелых руках этот редактор является действительно мощным инструментом, тогда как новичок из-за обилия всевозможных функций скорее всего просто не поймет, что к чему.


Да, инструмент, к сожалению не бесплатный. Но это профессиональное решение, которое и пригодится далеко не каждому.

Способ 6: DrawSVG

Удобнейший онлайн-сервис, позволяющий вебмастерам максимально просто создавать качественные SVG-элементы для своих сайтов. Редактор содержит внушительную библиотеку фигур, иконок, заливок, градиентов и шрифтов.

С помощью DrawSVG можно конструировать векторные объекты любого вида и свойств, изменять их параметры и рендерить в качестве отдельных картинок. Имеется возможность встраивать в SVG сторонние мультимедийные файлы: видео и аудио с компьютера или сетевых источников.

Этот редактор, в отличие от большинства других, не похож на браузерный порт настольного приложения. Слева расположены основные инструменты для рисования, а сверху — элементы управления. Основное пространство занимает холст для работы с графикой.


Способ кодирования информации с помощью последовательности байт называют форматом. Графический формат - это способ записи графической информации. Все графические форматы подразделяются на растровые и векторные .

Растровый формат характеризуется тем, что все изображение по вертикали и горизонтали разбивается на достаточно мелкие прямоугольники - так называемые элементы изображения , или пикселы (от английского pixel - picture element).

Способ разделения цвета на составляющие компоненты называется цветовой моделью . В компьютерной графике применяются три цветовые модели: RGB, CMYK и HSB.

Наиболее распространенным способом кодирования цвета является модель RGB. При этом способе кодирования любой цвет представляется в виде комбинации трех цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue), взятых с разной интенсивностью. Интенсивность каждого из трех цветов - это один байт (т. е. число в диапазоне от 0 до 255).

В векторном формате рисунок представляется в виде комбинации простых геометрических фигур - точек, отрезков прямых и кривых, окружностей, прямоугольников и т. п. При этом для полного описания рисунка необходимо знать вид и базовые координаты каждой фигуры, например координаты двух концов отрезка, координаты центра и диаметр окружности и т. д.

Этот способ кодирования идеально подходит для рисунков, которые легко представить в виде комбинации простейших фигур, например для технических чертежей. У векторной графики много достоинств. Она экономна в плане дискового пространства, необходимого для хранения изображений: это связано с тем, что сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые программа всякий раз воссоздает изображение заново.

Кроме того, описание цветовых характеристик почти не увеличивает размер файла. Объекты векторной графики легко трансформируются и модифицируются, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображения. Масштабирование, поворот, искривление могут быть сведены к элементарным преобразованиям над векторами.

Графические редакторы, предназначенные для работы с растровыми изображениями, называются растровыми редакторами . Наиболее распространены такие редакторы, как Adobe Photoshop, Microsoft Paint, входящий в состав Windows.

Для работы с векторными изображениями предназначены векторные редакторы . Среди них популярны Corel Draw, Adobe Illustrator, 3-D Max и другие.

Форматы графических файлов

Графические форматы Название формата Описание Алгоритм сжатия Использование Программы, которые могут открывать файлы.
Растровые BMP - Windows Bitmap Стандартный формат графических файлов, используется в ОС Windows. Высокое качество передачи. Большой объем файлов Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями. Paint, CorelDraw, Adobe Photoshop, ACDSee Photo Manager, Microsoft Windows Photo Gallery Viewer
GIF - Graphic Interchange Format Формат для обмена изображениями, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Используется для размещения графических и анимированных изображений на Web-страницах в Интернете. Paint, CorelDraw, Adobe Photoshop, Microsoft Windows Photo Gallery Viewer, web-браузер.
TIFF – Tagged Image File Format Графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами.
JPEG - Joint Photographic Expert Group Формат поддерживается приложениями для различных операционных систем. Эффективный алгоритм сжатия уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете, для отсканированных фотографий и иллюстраций CorelDraw, Adobe Photoshop, ACDSee Photo Manager Microsoft Windows Photo Gallery Viewer, web-браузер.
Векторные WMF-Windows MetaFile Универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery. Этот формат конвертируются векторные изображения при переносе через буфер обмена Clipboard Для редактирования данного формата никакого специального приложения не существует. Понимается практически всеми программами Windows
SVG - Scalable Vector Graphics Формат масштабируемой векторной графики Предназначен для описания двумерной векторной и смешанной векторно/растровой графики в формате XML. Поддерживает как неподвижную, так анимированную и интерактивную графику. Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Corel Draw, WebDraw, Inkscape
CDR - CorelDRaw files . Оригинальный формат векторных графических файлов используется в системе обработки векторной графики CorelDraw CorelDraw
Смешенные EPS - Encapsulated PostScript Смешанный формат векторных графических файлов, поддерживается программами для различных операционных систем. Рекомендуется для печати и создания иллюстраций в настольных издательских системах Adobe Illustrator, CorelDraw, Inkscape, ACDSee Photo Manager.
PDF -Portable Document Format Универсальный формат электронных документов. Поддерживает RGB, CMYK, Grayscale, Lab, Duotone, Bitmap, несколько типов сжатия растровой информации. Позволяет сохранять точный внешний вид - шрифты, форматирование, цвета, картинки. Наиболее широкое применение формат получил в производстве полиграфической продукции. Adobe Acrobat Reader

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 15

1. Изображения какой графики обладают высокой точностью передачей цветов и полутонов:

  1. Растровая
  2. Векторная
  3. Трехмерная
  4. Фрактальная

2. Изображение какой графики состоит из подобных между собой элементов:

  1. Растровая
  2. Векторная
  3. Трехмерная
  4. Фрактальная

3. Изображения какой графики можно разъединить на отдельные элементы для их редактирования:

  1. Растровая
  2. Векторная
  3. Трехмерная
  4. Фрактальная

4. Изображения какой графики состоят из точек (пикселей):

  1. Растровая
  2. Векторная
  3. Трехмерная
  4. Фрактальная

5. Изображения какой графики при увеличении или уменьшения размеров рисунка теряет качества изображения:

  1. Растровая
  2. Векторная
  3. Трехмерная
  4. Фрактальная

6. Вид графики, изучающий приемы и методы создания объемных моделей объектов.

  1. Растровая
  2. Векторная
  3. Трехмерная
  4. Фрактальная

7. Файлы какой графики имеют большой размер:

  1. Растровая
  2. Векторная
  3. Трехмерная
  4. Фрактальная

8. К какой графике вы отнесетеследующее изображение:

  1. Растровая
  2. Векторная
  3. Трехмерная
  4. Фрактальная

9. Выбери определение компьютерной графики

A. Область информатики, изучающая методы, средства создания и обработки изображений с помощью программно аппаратных вычислительных комплексов.

B. Область информатики, изучающая методы, средства создания и обработки текстовых документов с помощью программно аппаратных вычислительных комплексов.

C. Область информатики, изучающая методы, средства создания и обработки электронных таблиц с помощью программно аппаратных вычислительных комплексов.

D. Область информатики, изучающая методы, средства создания и обработки больших объемов данных с помощью программно аппаратных вычислительных комплексов.

10. Фрактал это…

A. Структура, состоящая из отдельных частей. Основным элементом при создании изображения является линия.

B. Минимальный участок изображения, цвет которого задается независимым образом.

C. Структура, состоящая из различных частей.

D. Структура, состоящая из частей, подобных целому. Основным его свойств является самоподобие.

Перечни вопросов для подготовки ко II рубежному контролю

  1. Текстовые редакторы.
  2. Виды меню MS Word
  3. Панель стандартная MS Word.
  4. Панель форматирование MS Word.
  5. Окно Word. Создание и сохранение документов
  6. Форматирование документов Word
  7. Создание рисунков в Word
  8. Печать документов в редакторе Word
  9. Использование команды Таблица Автоформат
  10. Колонтитул
  11. Сноска
  12. Гиперссылка
  13. Гипертекст
  14. Список
  15. Поле объекта OLE
  16. Макрос.
  17. Создание макроса
  18. Создание, удаление таблицы в Word
  19. Добавление, удаление строк и столбцов таблицы в MS Word
  20. Редактор формул
  21. Шаблон в MS Word
  22. Виды шаблонов в MS Word
  23. Что такое стиль абзаца в MS Word
  24. Основные понятия электронных таблиц.
  25. Основные понятия (книга, лист, ячейка)
  26. Панель стандартная MS Excel
  27. Панель форматирование MS Excel
  28. Панель строка формул
  29. Диапазон ячеек
  30. Легенда
  31. Использования мастер функций
  32. Ввод, редактирование и форматирование данных в электронных таблицах.
  33. Виды адресации
  34. Знак для использование адресации?
  35. Символ при числовом значение превосходящий размер ячейки?
  36. Виды функции. Использование стандартных функций.
  37. Вычисления в электронных таблицах.
  38. Построение диаграмм и графиков.
  39. Виды диаграмм
  40. Формулы в Excel
  41. Функции в Excel
  42. Диаграмма в Excel
  43. Сортировка данных.
  44. Использование фильтра
  45. Сводные таблицы.

46. Графические редакторы.

47. Система управления база данных.

48. Cтруктуры базы данных

49. Функциональные возможности СУБД.

  1. Основные объекты базы данных
  2. Основные понятия объектов базы данных
  3. Связь между таблицами базами данных
  4. Типы полей.
  5. Типы данных
  6. Создание таблицы в режиме конструкторов
  7. Создание запроса
  8. Создание форм
  9. Работа в Интернет.
  10. Интернет. Службы Интернета
  11. Компьютерные сети.
  12. Виды сетей
  13. Виды топологии
  14. Электронная почта.
  15. Основные понятия домена, протокола
  16. Виды протоколов
  17. Стандартные программы
  18. Мультимедийные программы
  19. Графические редакторы.
  20. Растровые графические редакторы.
  21. Векторные графические редакторы.

1.1. Материалы для аудиторной и внеаудиторной работы

По дисциплинам кафедры гуманитарных и естественных дисциплин материалы для аудиторной работы разработаны с учетом того, что все занятия по кредитной системе проводиться с применением традиционных и интерактивных форм обучения. Они должны регламенти­ровать проведение разных видов занятий и выполнение рейтинговых зада­ний по дисциплине.

Краткий курс (тезисы) лекций включают материалы учебной программы (силлабуса), содержащие оптимальный объем необходимой информации, обеспечивающие как понимание дисциплин в целом, так и представление об изучаемых объектах. Содержание лекционного курса должно отражать современные научные достижения и перспективы развития науки.

При разработке методических указаний по выполнению семинарских (практических) занятий, лабораторных, различных видов раздаточных материалов по дисциплинам кафедры учитывают, что материалы практических и семинарских занятий направле­ны на повторение и закрепление материала лекционного курса, а также на приобретение дополнительных знаний по разделам дисциплины, не во­шедших в рассмотрение лекционного курса.

Самостоятельная работа студента по кредитной системе подразделя­ется на два вида: (СРСП) - аудиторная работа обучающегося под руко­водством преподавателя, указанная в расписании и включенная в педаго­гическую нагрузку преподавателя и СРС - самостоятельная работа студента, т.е. внеаудиторная работа студента в библиотеке, интернетклассе и пр. Самостоятельная работа выступает важным фактором повышения ка­чества образования, влияющим на глубину и прочность приобретенных студентами знаний, умений, навыков и компетенций. Она способствует выработке у обучающихся потребности к самообразованию и саморазви­тию.

Материалы для самостоятельной работы студентов включают во­просы, составляющие содержание государственного компонента типового учебного плана, рекомендуемые к самостоятельному рассмотрению сту­дентами. Вопросы для самостоятельной работы (СРСП) (СРС) должны дополнять и углублять содержание изу­чаемого курса. Задания должны включать основные вопросы тем, выносимых для самостоятельного освоения студентами с указанием форм и сроков проведения контроля.

Расчет количества заданий следует производить в соответ­ствии с разработанными нормативами расчета часов педагогической на­грузки ППС по кредитной технологии, утвержденными Ученым Советом вуза, а также учитывать количество кредитов, выделенных на изучение дисциплины.

1.2. Материалы для контроля знаний

Материалы для контроля знаний студентов разрабатываются в со­ответствии с едиными принципами и правилами контроля знаний. Задания для текущего контроля, проводимого в рамках практических занятий и СРСП могут включать устные и письменные вопросы, тестовые задания и пр.

Экзаменационный материал (устные вопросы, тесты) должен соот­ветствовать типовой и рабочей программам по дисциплине и отражать ее основное содержание, включая материал заданий СРС. Экзаменационные материалы раз­рабатываются лектором, обсуждаются и утверждаются решением кафедры.

В УМК включается список литературы (основной и дополнитель­ной), отражающий круг вопросов, необходимых студенту для подготовки и сдачи текущей и итоговой форм контроля знаний, а также для выполнения заданий СРС. Список литературы, рекомендуемый для всех видов работы студентов, содержит необходимое оптимальное количество наименова­ний, обеспечивающий полный охват содержания дисциплины на совре­менном научном и методическом уровнях.

В кредитной технологии особое значение отводится интерактивному обучению. В аудиторном часу, вне зависимости от того, лекция это или се­минарское занятие, СРСП должны использоваться наряду с традиционными методами и интерактивные формы ведения занятий. Интерактивное обучение развивает способности студентов:

· Формировать собственное мнение и высказывать его;

· Уважать чужое мнение;

· Тщательно изучать учебный материал;

· Вырабатывать креативный подход к выполнению материала;

· Выступать перед большой аудиторией и аргументировать свою точку зрения;

· Анализировать полученную информацию;

· Развивать навыки самостоятельной и плодотворной работы; Уметь показать свою индивидуальность;

· Обогащать жизненный опыт путем постановки различных ситуаций.

Обзор интерактивных форм и методов обучения

Дебаты - устный обмен мнениями обучающихся в целях поиска пра­вильных ответов и выводов.

Дискуссия (обсуждение) - обмен мнениями между обучающимися по изучаемой теме. Участие студентов в обсуждении - ключ к освоению и сохранению в памяти знаний. Дискуссия - это эффективный способ во­влечь студентов в процесс обучения.

Ролевая игра - многосторонний способ обучения, обеспечивающий активное участие, вовлеченность, экспериментирование и открытие в про­цессе обучения.

«Аквариум» - способ изучения поведения группы путем деления на команды. Одна из команд занимается обсуждением или решением задания, в то время как другая команда исследует и записывает сам процесс. Ре­зультаты обсуждаются до того, как выводятся закрепленные правила.

Групповой инструктаж - преподаватель дает ключевые факты или «основные моменты темы», на основании чего далее формируются вопро­сы и ответы для занятия.

Групповое обсуждение - аудитория после лекции разбивается на группы для обсуждения и обмена мнениями, взглядами, вопросами и вы­водами через лидеров групп со всей аудиторией.

Кейс - метод - образовательный метод, помогающий студентам мыс­лить эффективно. Группе преподносится фактическая информация, осно­ванная на реальной ситуации, предлагается провести обсуждение проблем, проанализировать ситуацию и выработать рекомендации. Кейсы могут быть выражены многими способами. Они могут быть длинными и полно­стью описывать ситуацию или же могут быть краткими и витиеватыми, в любом случае их цель остается прежней - послужить поводом для студен­тов прийти к каким-либо умозаключениям, исходя из предложенных фак­тов.

Презентация - метод обучения, при котором студент может вы­брать любую тему для своей презентации и выразить свое понимание или непонимание какого-либо аспекта рассматриваемой проблемы. Время пре­зентации - 8-10 минут. Презентация оценивается по таким критериям: на­сколько полно раскрыта тема, вызвала ли данная проблема интерес окру­жающих, насколько профессионально подошел студент к рассматриваемой проблеме.

Обработка критической ситуации - метод критической ситуации является одной из форм метода исследования. Метод направлен на моде­лирование более реальной ситуации, когда группе студентов предоставля­ется основная информация по критической ситуации и далее дается воз­можность самостоятельно задавать вопросы и требовать информацию, ко­торую они посчитают необходимой. Метод эффективно используется при необходимости определения проблемы.

Метод выявления ошибок - студенты получают домашнее задание предварительно ознакомиться с содержанием предстоящей лекции. Препо­даватель прорабатывает учебный материал, внося изменения, ошибочные данные. В процессе чтения преподавателем лекции, студенты должны най­ти ошибки. Этот метод позволяет развивать у студентов навыки критиче­ского слушания, концентрировать их внимание в течение всего занятия.

«Мозговой штурм» - наиболее простой и эффективный метод инте­рактивного обучения, развивающий творческое мышление, обучающий навыкам определения проблем, создания команды. Он представляет собой способ концентрации группой наиболее творческих идей, а участники предлагают способы их дальнейшей реализации.

«Метод круглого стола» - быстрая словесная проверка, позволяющая каждому сказать что-то, например, «сегодня я узнал три вещи», «я узнал о предмете...» и т.д.

Тихое размышление - обычно с письменными комментариями, возмож­но с вопросами на доске или на бумаге.

Групповое размышление - попросите небольшие группы сделать обзор пройденной темы и рассказать всем остальным.

Отражающие собеседования - открытое или с вопросами и структурой, изложенной обучающим, в парах.

Составление письма- метод направленный на усвоение определенного материала, где выделяется ключевое слово и от него составляется письмо в виде схемы, которое раскрывает сущность выбранного ключевого слова.

o Формулировка какого-либо понятия, написание краткого эссе - 1 - 1,5 стр.

o Обзор по теме - написать краткий литературный обзор (эссе) по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материа­ла из печати и информационных ресурсов Интернета.

o Написание глоссария - краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме, можно использовать кроссворд.

o Презентация - выбор студентом определенной темы для презен­тации и выражение своего видения, понимания или непонимания какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Время презентации - 8-10 минут, оценивается презентация по критерию степени раскрытия темы, степени интереса, вызванного у слушателей, профессионализму.

o Деловая игра – ролевая или командная, вырабатывающая умения и навыки для будущей профессональной деятельности.

o Групповой проект – в группе должно быть не более 4-5 человек, каждая группа разрабатывает свой проект, защищает его.

Обзор традиционных методов

применяемых кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин

Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.

Задача реферата - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Как видно из сказанного, реферат - это не простой пересказ прочитанного, а серьезная работа, требующая, довольно основательной подготовленности автора. Напомним, что наряду с главной задачей ознакомления с трудами ученых, реферат ставит не менее важные учебно-методические цели, присущие и научной работе. Это - обдуманный выбор темы, библиографический поиск, отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов, их группировка, логичное изложение в соответствии с планом и собственной оценкой автора реферата, составление справочного аппарата (сносок и списка использованной литературы) и оформление всего текста. Работая над рефератом, студент получает возможность обрести навыки анализа научной литературы, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы. Написание реферата на избранную научную тему, безусловно, содействует более глубокому ознакомлению с материалами, относящимися к соответствующему историческому периоду, способствует овладению целым рядом полезных навыков, в частности, умению самостоятельно работать с книгой, помогает выявить интерес и определить круг возможных дальнейших научных занятий.

Объем реферата 20-30 страниц.

Конспект – систематическая, логически связанная запись содержания читаемого материала, объединяющая план, выписки, тезисы или хотя бы два из этих типов записи.

В отличие от выписок и тезисов конспект раскрывает содержание в той последовательности изложения, в котором оно предлагается в читаемом источнике.

Для составления конспекта отбирается самая важная и существенная информация.

Главные положения выделяются, важные слова, сочетания подчеркиваются. Каждая новая мысль начинается с новой строки. В конспекте следует указывать фамилию автора, название источника, место, время его издания, страницы.

Работа с первоисточниками:

Отделяйте одну мысль от другой, запишите их в виде тезисов;

Выпишите несколько основных категорий и понятий, широко

Используемых в педагогике, выясните, какие из них используются и в других науках;

Закончив работу, выпишите все данные источника.